Не хотел писать на эту тему, тем более что не открою Америки. Зато с годами убеждаюсь: в угоду политической конъюнктуре в 1965 году произошло нелепейшее историческое недоразумение – первый секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев одобрил столицу УССР в списке городов-героев, куда также вошли Волгоград, Ленинград, Москва, Одесса, Севастополь и Брестская крепость. Поэтому решился.
Случайный город…
К такому шагу неравнодушные к Украине советские вожди двигались последовательно. Упомянутому недоразумению предшествовало другое недоразумение – инициатива Никиты Сергеевича Хрущёва. Тогдашний руководитель СССР в 1961 году придумал медаль «За оборону Киева». На всякий случай напомню: медали за оборону Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда учреждены в 1942 году; за оборону Москвы, Кавказа и Советского Заполярья – в 1944-м.Почему медаль «За оборону Киева» появилась аж через 16 лет после Великой Победы? Да потому что она получилась искусственной – обороны-то по большому счёту никакой не было! Точнее, была, но бездарно организованная и неудачно закончившаяся, за которую лучше не наградить, чем наградить. Так называемый киевский котёл, «варившийся» с 7 июля по 26 сентября 1941 года, является крупнейшим в истории войн по количеству окружённых сил. И это катастрофа, а не доблесть матери городов русских. Как являются трагедией массовые казни мирного населения в Бабьем Яре, а также диверсионный подрыв Крещатика с недельным пожаром вскоре после оставления города. Но эти вещи ничего общего с подвигом не имеют!
…И недостойный герой…
Высшая степень отличия – звание «Город-Герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Это цитата из положения о награждении. К нашему случаю оно ну никак не подходит. Единственное, о чём в данной связи можно упомянуть, – столица Советской Украины была героически освобождена, что, впрочем, не является критерием для присвоения ей почётного статуса.
То есть не имели место ни участие жителей в обороне, ни их вклад в борьбу с врагом в период оккупации (как, например, в Минске). А ведь тут должны присутствовать не просто «участие» и «вклад», а проявление «массового героизма и мужества». Объективности ради стоит согласиться, что по признакам, например, у Харькова или Ростова-на-Дону шансов стать героем было явно больше, нежели у Киева. А у легендарного степного рубежа, получившего название Миус-фронт, тем паче. Но через города он не проходил, находясь аккурат посредине между Ворошиловградом и Сталино, так что привязаться было не к чему. То же самое можно сказать и об «огненной дуге» – ни Курск, ни Орёл не годились: там не было таких неистовых уличных боёв, где за спиной море или Волга, а перед лицом – фашисты; сражение состоялось в полях. К тому же история не знает сослагательного наклонения.
…На совести партии
Формулировка насчёт массового героизма действительно подходит к москвичам, в едином порыве отстоявшим столицу. Защитники Бреста без помощи местных жителей вряд ли продержались бы больше недели. Не захотевшие эвакуироваться сталинградцы и севастопольцы наравне с солдатами и матросами противостояли врагу в подвалах Бекетовки и пещерах Инкермана. Кроме отважной обороны, Одесса отличилась в годы войны мощным подпольем. Достаточно взглянуть на героическую Тулу на карте боевых действий 1941 года, чтобы понять, каких усилий стоило войскам и народному ополчению ликвидировать оперативное окружение, в котором оказался город, и отбросить гитлеровцев. Находящийся несколько лет практически у линии фронта ещё один город-герой Мурманск выстоял, хотя, например, по количеству сброшенных на него бомб он уступает лишь Сталинграду. Про ленинградцев вообще молчу – месяц, проведённый в блокадном городе, можно смело считать подвигом.
В 1973 году, в эпоху брежневского культа личности, в основном благодаря тому, что Генсек воевал на Малой Земле, Звездой Героя наградили Новороссийск. Бытует версия, что, когда главком ВМФ Сергей Горшков узнал, что Новороссийск удостаивается такой чести, пришёл в негодование:
А Керчь чем хуже?! Без Керчи не было бы славы Новороссийска, это несправедливо!
В конце концов к мнению адмирала – черноморца-фронтовика члены Политбюро прислушались и Керчь стала городом-героем, что называется, прицепом. Ни в коей мере не умаляю заслуг новороссийцев, хотя Серей Георгиевич был, по-моему, прав: аджимушкайский подземный гарнизон, активное партизанское движение, многочисленные морские десанты дают все основания считать этого город героем. Керчь не переставала воевать весь период оккупации.
Мокрые шаровары и забрызганные еврейской кровью вышиванки
Ну а что же Киев? Коллаборационисты, подонки украинского народа, такие как Олена Телига, Олег Ольжич, и возглавляемые ими националистические организации с приходом немцев прислуживали захватчикам, а теперь их именами названы проспекты, в их честь установлены мемориальные доски. Так, специально в отместку при «незалежности» потомки Бандеры переименовали киевскую улицу Демьяна Коротченко в улицу Олены Телиги.
Трусливые западноукраинские ОУНовцы и полицаи из местных охотно участвовали в карательных акциях, уничтожая мирное население (преимущественно евреев, цыган и членов семей коммунистов), дабы гестаповцы не уничтожили их самих.
В общем, хлебосольный Киев в оккупации покрыл себя не неувядаемой славой, а несмываемым позором. Да, на Центральной Украине в годы Великой Отечественной воевали партизаны под командованием Сабурова, Ковпака, Фёдорова, Коротченко, но… на периферии царила совершенно иная обстановка, чем в столице. Правда, действовала в самом Киеве диверсионная группа чекиста Ивана Кудри и актрисы Раисы Окипной, отличившаяся тем, что якобы взорвала Успенский собор Киево-Печерской лавры. Это было скорее исключением из правил, нежели правилом. В оправдание можно ещё вспомнить разве что во многом окутанный мифами футбольный «матч смерти», но опять же он к теме не относится.
***
Мне издавна симпатичен этот утопающий в зелени благодатный город с простыми и приветливыми киевлянами, которые, правда, незаметно скурвились. Но Киев по факту никогда не был героем. И никто не убедит меня в обратном. Давным-давно, в 1240 году, произошла беспримерная осада Киева Батыем, длившаяся два месяца и окончившаяся взятием города. Однако это, как сейчас любят повторять, совсем другая история…