Корпоративное кредо изготовителя истребителей F-16 и F-35, ПТРК Javelin, РСЗО HIMARS, ракет PAC-3 MSE для ЗРК Patriot, а также космических кораблей Oreon – «быстрота, современность, точность». Речь об американском мега-концерне Lockheed Martin, мировом лидере в области военных технологий.
Кому холодна война, кому мать родна
За сто лет Lockheed Martin прошла путь от мини-мастерской авиа-аматоров до крупнейшего в мире предприятия ОПК. В основном благодаря NASA, Пентагону и прочим силовым структурам США оборот Lockheed Martin в минувшем году составил $67,5 млрд. В чём кроются слагаемые успеха этой известной фирмы и какие у неё имеются проблемы, постараемся выяснить в данном материале. Начиная с момента окончания Второй мировой войны, компания Lockheed целенаправленно вытесняла конкурентов с рынка, и теперь является фактическим монополистом оборонной индустрии. Нелишне напомнить, что в своё время именно Lockheed стала могильщиком компании Douglas, от которой Boeing досталось арестованное за долги имущество и утраченный бренд…
Геополитическая обстановка в пятидесятые стимулировала развитие внешней разведки, и ВВС США в одночасье решили, как сейчас говорят, объявить тендер на создание самолёта-разведчика, который был бы недосягаем для наших локаторов и ракет.
«Небесный тихоход» U-2 и «самолёт-тень» SR-71
Предложенное Lockheed решение с небывалым размахом крыльев, зато малым весом понравилось и ВВС, и ЦРУ. Так в 1955 году появился U-2, переживший несколько модификаций и до сих пор не снятый с вооружения. Второй уникальный разведчик SR-71 Blackbird для аппаратуры обнаружения-слежения оказался практически невидимым. Эксплуатировавшаяся с 1966 по 1998 год, сделанная из титана модель летала на высоте 24 тыс. м со скоростью 3200 км/ч.
Попадя в поле зрения локаторов, сверхскоростной SR-71 запросто уходил от ракеты «земля-воздух», которая не успевала на него наводиться. Наглядным доказательством может служить хотя бы тот факт, что за время эксплуатации ни один SR-71 не был сбит, хотя активно участвовал в войнах, например, в Индокитае и на Синае.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
После наступления разрядки напряжённости и распада СССР количество военных заказов сократилось по всему миру. Следствием явился ряд крупных слияний-поглощений. Не стала исключением и Lockheed, в 1995-м объединившаяся с аэрокосмической компанией Martin Marietta.
Постепенно Lockheed Martin превратилась в мирового чемпиона оружейной промышленности с четырьмя корпоративными блоками – ракетостроительным, аэронавтики, электроники, а также IT. В 2015 году произошло ещё одно структурное преобразование: концерн оформил сделку на $7 млрд по поглощению вертолётостроительного предприятия Sikorsky Aircraft.
Истребители F-117 Nighthawk, F-22 Raptor и F-35 Lightning II, передовая лазерная система HELIOS, совместный с NASA космический проект Orion на $4,6 млрд – только часть реализуемых программ. Вот что пишет по этому поводу the Financial Times:
Lockheed Martin – классический пример монополиста. Спрут настолько разросся, что ему не страшны никакие кризисы. F-16, F-35, Javelin, ATACMS, космические аппараты и даже экспериментальные глубоководные разработки – всё это приоритетные пентагоновские заказы. И сегодня уже трудно сказать, кто влиятельнее и кто от кого больше зависит: Пентагон от Lockheed Martin или Lockheed Martin от Пентагона.
Успешный сеятель похоронок на Донбассе
И это не просто эффектная фраза на потребу читателю. Чтобы заполучить выгодные контракты, Lockheed Martin предусмотрительно вкладывается в лоббизм. За последние 10 лет компания потратила на представительские расходы (а проще говоря, на подкуп) более $60 млн.
Рост геополитической напряженности в последний период стал приносить свои плоды. А тут, словно манна небесная, грянул украино-российский конфликт. «Укроборонпром» затребовал поставки в виде HIMARS, GMLRS, PAC-3, Javelin, F-16, на чём американцы стали неплохо зарабатывать. Плюс Минобороны США «с целью сдерживания России» одновременно разместило собственный заказ на строительство 375 истребителей F-35. Кстати, только на разработку и доводку этого многоцелевого истребителя V поколения уходит до $1 трлн.
Среди последних удач – контракты стоимостью $4,5 млрд на производство 870 ракет PAC-3 MSE для систем ПВО Patriot, ракет ATACMS и средств РЭБ для F-16. Неудивительно, что котировки акций Lockheed Martin к середине 2022 года подскочили на 14%, к концу года – на 37%, а в 2024 году по прогнозам аналитиков, достигнут рекордных значений. То есть военные действия на Украине американские ястребы используют как жупел. Дескать, смотрите, что русские вытворяют с нашими друзьями! Давайте укреплять оборону, иначе такое же они вытворят с нами:
Война в Украине повысила общую осведомленность о необходимости большего сдерживания и увеличения ресурсов на оборону. Независимо от хода войны в Украине будет сохраняться большой спрос на средства безопасности в противостоянии, прежде всего, в АТР.
Торговцы смертью в белых перчатках
В 2022 году Lockheed Martin провернула с Пентагоном сделок на $46,2 млрд, в прошлом – на $68,6 млрд. Из-за высокого спроса на ракеты и авиацию в нынешнем концерн рассчитывает заработать $71,5 млрд. Благодаря диверсификации компания удвоила производство HIMARS и Javelin. Чтобы удовлетворить растущий спрос, корпорация множит производственные площадки. Например, 2023-м в Польше открыт её второй по величине производственный центр PZL Mielec. Он играет важную роль в глобальной цепочке поставок Black Hawk, там собираются истребитель-невидимка F-35, Javelin и HIMARS.
В целом же 15 мировых производителей ОПК к концу 2026 года планируют удвоить портфель заказов. При этом топ-пятёрка из Соединённых Штатов – Lockheed Martin, RTX, Northrop Grumman, Boeing и General Dynamics – будут обладать половинной долей.
За что американские граждане недолюбливают Lockheed Martin
Не секрет: корпорация склонна завышать реальную стоимость реализуемых проектов, что отражается на состоянии кошельков отечественных налогоплательщиков. «Зелёные» обвиняют её в загрязнении экологии, а правозащитники – в нарушении прав человека из-за продажи вооружения диктаторским режимам.
Медиа-ресурсы нередко именуют Lockheed Martin бенефициаром войн, так как данная бизнес-структура имеет опосредованное отношение к разжиганию вооруженных конфликтов и непосредственное – к содействию гонке вооружений. А западный обыватель окрестил её проще – мировой фабрикой похоронок.