[Курс, ключевая и цифровой] «До конца года курс может снизиться до 93–95 рублей за доллар». Глава ВТБ — о курсе рубля, ключевой ставке, криптовалюте, цене жилья и трансграничных расчетах
До конца года доллар может вырасти до 93–95 рублей. Таким прогнозом с «Известиями» на ВЭФ-2024 поделился председатель ВТБ Андрей Костин. При этом он подчеркнул: курс всё еще определяется рыночным способом, а не фиксируется специально. И появления множественных курсов нет. Андрей Костин также полагает, что ключевую оставят на уровне 18% в сентябре, а выдачи ипотеки вырастут на 10–11% по итогам года, несмотря на высокую ставку. О вариантах решения проблем с расчетами с Китаем, цифровых валютах в торговле и стоимости жилья — в эксклюзивном интервью главы ВТБ «Известиям».
«По итогам 2024-го прирост ипотеки будет существенным — 10–11%»
— По вашим ожиданиям, какое решение по ключевой ставке ЦБ примет на заседании 13 сентября и почему?
— Мои аналитики в банке считают, что ключевая будет повышена до 20%. Лично я полагаю, что ставка останется на уровне 18%. Тенденция, конечно, не к снижению. Инфляция показывает более высокие значения, чем ожидал Центральный банк. Поэтому регулятор уже дал сигнал, что ключевая будет сохраняться на высоком уровне. На сколько Банк России сочтет нужным дальнейшее повышение — это вопрос. Я бы сейчас выждал и посмотрел, как работают уже принятые меры, а затем сделал бы следующий шаг.
— Как вы считаете, когда может начаться цикл снижения ключевой?
— На мой взгляд, не раньше середины следующего года.
— В июле значительно изменились условия выдач льготных ипотек: госпрограмму на новостройки отменили, а для семейной и ИТ-ипотеки ужесточили правила. Как это отразилось на выдачах ипотеки в ВТБ и в целом по банковскому сектору? Каковы ваши прогнозы по выдачам до конца года?
— С учетом темпа, который был задан в начале года, мы ожидаем, что по итогам 2024-го прирост ипотеки будет существенным — 10–11%. В то же время мы видим, что месяц за месяцем объемы снижаются, особенно в июле–августе, когда выдачи сократились в разы. Поэтому, скорее всего, по итогам года общий рост будет примерно на треть ниже, чем мы изначально прогнозировали. Влияет высокая ставка и еще то, что многие программы льготной ипотеки, которые пользовались высоким спросом, в настоящее время закрыты.
— Отражается ли сокращение спроса на жилье на ценах на квартиры? Возможно ли снижение в ближайшее время?
— Пока тенденция смешанная. В июле мы видели снижение цен на жилье, но в августе они снова подскочили. Сейчас средняя цена, по нашим данным, составляет около 152 тыс. рублей за квадратный метр, и рост незначительный. Мы ожидаем, что до конца года существенных колебаний в ту или иную сторону не будет, так как не только спрос падает, но и издержки продолжают расти.
Инфляция и санкции также влияют на стоимость жилья. Застройщики сталкиваются с более высокими расходами, хотя стараются минимизировать цены, в том числе за счет увеличения объема продаж. Скорее всего, до конца года установится определенное равновесие, но что будет дальше — пока сказать сложно
«Если есть желание развивать экономические связи, то неизбежно найдутся решения для проведения расчетов»
— На ВЭФ активно обсуждаются взаимоотношения с нашими азиатскими партнерами, в частности с Китаем. Летом снова ухудшилась ситуация с приемом платежей банками КНР. Как заявляли экспортеры, юани стали делить на «чистые» и «грязные» (связанные с Россией), а в целом порядка 80% платежей в республику перестали проходить. Изменилась ли ситуация к настоящему моменту?
— Ситуация непростая. Последние действия, в том числе со стороны американской администрации, усилили давление на китайские банки, что привело к тому, что крупнейшие из них часто воздерживаются от работы с российскими клиентами. Тем не менее торговля продолжается и платежи идут. Хотя импорт и несколько снижается, отчасти из-за проблем с платежами. Однако мы видим, что проблема поэтапно решается.
На мой взгляд, есть несколько вариантов улучшения ситуации. Во-первых, торговля с Китаем относительно сбалансирована — экспорт против импорта. Это создает условия для клиринговых расчетов. Мы должны активнее собирать и выкупать валюту наших экспортеров, юани, чтобы затем продавать ее импортерам. Это, собственно, уже происходит.
Во-вторых, Центробанк, насколько мне известно, рассматривает меры для повышения ликвидности на рынке, чтобы предоставлять больше юаней. Думаю, что и эта проблема будет решаться. Сегодня 90% нашей торговли с Китаем осуществляется в функциональной валюте (той, что используется в основной экономической среде, где работает компания, то есть юани или рубли. — «Известия»). Несмотря на сложности, мы справимся. Ранее расчеты с Китаем проводились в других валютах, но сейчас ясно, что расчеты будут в юанях и рублях.
На форуме я встречался с представителями различных делегаций, включая премьера Малайзии, и вижу явное стремление работать с Россией. Если есть желание развивать экономические связи, то неизбежно найдутся решения для проведения расчетов. У нас просто нет другого выбора, потому что торговля без расчетов невозможна.
— На ваш взгляд, могут ли цифровой рубль и цифровой юань стать инструментами для расчетов?
— Конечно, могут, но для этого нужна политическая воля и создание необходимых механизмов. Технически всё уже готово для таких расчетов. На площадке БРИКС, где в этом году Россия председательствует, пройдет важная встреча на высшем уровне в Казани. Владимир Владимирович уже объявил, что приглашены 19 стран, которые будут участвовать. Думаю, одной из ключевых тем в повестке будет система расчетов. Это сложный вопрос, и глобальные изменения не произойдут за год, но понимание растет.
Действия США, их жесткие санкции и вторичные ограничения против других стран выходят за рамки даже американских нормативных документов. Штаты уже переступили все возможные «красные» и «черные» линии. Это только усиливает понимание среди других стран о необходимости искать новые пути. Я думаю, что с помощью цифровых технологий такие варианты найдутся.
Мы будем двигаться не только к двусторонним расчетам, но и к созданию некой глобальной альтернативы. Это позволит не заменить или «похоронить» доллар, а просто создать третью опцию для расчетов наряду с долларом и евро.
«Макроэкономическая стабильность — это наше достижение»
— Уже три месяца Россия живет в условиях санкций против Мосбиржи и определения курса рубля через внебиржевые сделки. По вашим оценкам, насколько устанавливаемый по новым правилам курс соответствует реальному курсу рубля к доллару и евро?
— Всё еще остается надежда, что курс определяется рыночным образом, а не фиксированным. Это само по себе уже положительный факт. Курс рубля, конечно, зависит от соотношения импорта и экспорта. Сейчас экспорт достаточно стабилен, а импорт снизился, возможно, в том числе из-за проблем с расчетами. Мы ожидаем, что до конца года курс может снизиться до привычного уровня в 93–95 рублей за доллар.
— Нет ли рисков появления множественных курсов?
— На данный момент я таких рисков не вижу. Ничего похожего на ситуацию, как было раньше с разными курсами — один официальный, другой в магазинах типа «Березка», — не представляется возможным.
— В продолжение темы про курс рубля — летом он стремительно укреплялся. Какие основные факторы сейчас давят на рубль?
— На рубль давят разные факторы, в том числе инфляционные. Внешняя торговля, напротив, могла бы его поддерживать, но есть и другие значимые аспекты. Геополитические риски, безусловно, оказывают влияние, как и санкционные. Я думаю, сейчас ситуация больше зависит от политических факторов, чем от экономических. С макроэкономической точки зрения у нас всё в порядке. Можно критиковать Центральный банк за высокие ставки, но если взглянуть на кредитно-денежную и бюджетную политику, можно сказать, что макроэкономическая стабильность — это наше достижение. И благодаря этому рубль пока держится хорошо.
Так где же всё-таки кончается Россия?
Владимир Владимирович утверждает, что у России нет границ.
Однако границы очерчены.
Путин предложил сохранить процентную ставку ипотеки в 2% для заполярного круга России.
Курс, ключевая и цифровой] «До конца года курс может снизиться до 93–95 рублей за доллар». Глава ВТБ — о курсе рубля, ключевой ставке, криптовалюте, цене жилья и трансграничных расчетах
Наверное с точки зрения господина Костина это все плюсы.
А вот минус — демографическая яма, превращающаяся в пропасть.