Вице-премьер Савельев: за высокоскоростными железнодорожными перевозками будущее
О стоимости билетов на самый передовой железнодорожный поезд, строительстве и расширении БАМа, новых национальных проектах, развитии аэропортов и механизме «мокрого» лизинга в авиации в интервью ТАСС в рамках прошедшего Восточного экономического форума рассказал вице-премьер Виталий Савельев.
— Завершается подготовка новых национальных проектов на ближайшие шесть лет. Готовы ли основные параметры нацпроекта «Эффективная транспортная система»? В чем его особенность?
—«Эффективная национальная система» — это национальный проект, который мы разрабатываем в соответствии с указом президента России. В частности, мы должны обеспечить увеличение мобильности населения в полтора раза, и это довольно серьезный вызов для нас.
Также объем перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территории России, должен увеличиться в полтора раза. Чтобы достичь этих целей, у нас внутри нацпроекта сформированы девять федеральных проектов. Один из проектов — это строительство ВСМ, высокоскоростной магистрали.
Сегодня мы активно разрабатываем проект строительства ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, и в этом мы уже делаем практические шаги, в сентябре приступим к строительству. Фактически мы даем возможность сближения двух крупнейших агломераций, Москвы и Санкт-Петербурга, время в пути между городами составит 2 часа 15 минут. Здесь очень важно, что частота рейсов будет 15 минут. То есть каждые 15 минут высокоскоростной поезд будет двигаться между двумя столицами. К примеру, преодолеть дорогу из Москвы в Тверь можно будет всего лишь за 39 минут, [маршрут] Великий Новгород — Санкт-Петербург — за 29 минут. Благодаря ВСМ мы высвободим уже существующий путь под грузовое движение. По оценкам РЖД, это примерно дополнительно 30 млн т грузов в направлении Мурманского и Санкт-Петербургского транспортных узлов.
Мы понимаем, что за высокоскоростными перевозками будущее. У нас есть ранее определенные маршруты развития этой сети, включая Минск, Екатеринбург, Адлер и др. Очевидно, что в нашей огромной стране такие проекты будут востребованы. Поэтому и Дальний Восток может в перспективе стать направлением развития высокоскоростного движения. Сейчас это пока наше общее видение, но на проекте Москва — Санкт-Петербург мы получим бесценный опыт, который можно будет масштабировать в другие регионы.
— В сентябре начнется строительство участка Москва — Тверь?
— Абсолютно верно. Этот участок для нас крайне важен. Поезд, который мы создаем сейчас для ВСМ, — это полностью отечественный поезд, он из российских комплектующих. Такого мы еще не делали. Это пример технологической независимости, когда наша промышленность создает полностью свой продукт. И для того, чтобы его испытывать, нам нужен 100-километровый первый участок Москва — Тверь. Эту часть будем строить, чтобы в том числе обкатать поезд.
— Конечно, безумно сильно интересует вопрос стоимости такого билета. Есть ли ориентировочная стоимость?
— Я, наверное, большого секрета не открою. Рассчитана математическая модель. В данном случае, как, например, и в авиации, если билет очень дорогой, то пассажир его не покупает, потому что это дорого. Но если билет очень дешевый, то компания может прийти к банкротству, она себя не окупит.
Вложения в сегодняшних ценах в ВСМ достаточно серьезные, они оцениваются в 1,5 трлн рублей на строительство, а вместе с сопутствующими затратами — в 1,755 трлн рублей в сегодняшних ценах. Согласно модели, билет примерно будет стоить в пределах 10 тыс. рублей
— Будучи гендиректором «Аэрофлота», вы всегда говорили, что один пассажир бизнес-класса «везет» несколько десятков пассажиров эконом-класса. В ВСМ примерно такая же модель будет?
— Модель эксплуатации поездов сейчас обсуждается. И, как любой движущийся объект, там могут быть варианты. Но в данном случае речь идет о короткой поездке в 2 часа 15 минут. Это не поезд, который двигается 8 или 6 часов. Постараемся продумать концепцию перевозки так, чтобы комфортно было всем пассажирам.
— Возвращаясь к мегапроектам в «Эффективной транспортной системе»…
— Второй из мегапроектов — это продолжение развития Восточного полигона: он интенсивно развивается. В 2023 году мы обеспечили провозную способность в 173 млн т, в этом году — 180 млн, в 2030 году мы ожидаем роста до 210 млн т, а в 2032 году ожидаем 270 млн т. Президент России поддержал реализацию третьего этапа. Работы будут вестись на 24 участках: 12 относятся к Транссибу, 10 — к БАМу, еще две линии соединят их вместе. И, безусловно, Восточный полигон во многом способствует укреплению дальневосточного вектора развития страны как приоритетного.
— В рамках развития третьего этапа планируется строительство дублера Северомуйского тоннеля. Когда могут начаться работы?
— Процесс обсуждается. Северомуйский тоннель длиной примерно 15 км строился с перерывами 26 лет, рассчитан он на 100 лет. Третья очередь Восточного полигона предполагает, что у нас везде БАМ будет двухпутный. И для этого строится второй тоннель по типу Северомуйского. У нас будет Кодарский высокогорный тоннель, мост через реку Амур и еще ряд сооружений — более 100 всевозможных сооружений будут строиться на Восточном полигоне. И мы к этому готовы. Сейчас идут переговоры [о строительстве дублера Северомуйского тоннеля — прим. ТАСС]. Уже заключены предварительные соглашения. Процесс живой, рабочий, и там все под контролем.
— Не могу не спросить про авиацию. Как вам кажется, какие основные точки роста для авиации на Дальнем Востоке сейчас?
— В рамках нацпроекта есть авиационный федеральный проект — это развитие опорной сети аэродромов. В России на сегодняшний день 228 аэродромов. Мы планируем к 2035 году увеличить их количество до 242. Наша задача в соответствии с поручением президента, которое было озвучено в послании, — реконструировать 75 аэродромов, на что нам выделено 250 млрд рублей. Всего нам надо реорганизовать и реконструировать 116 аэродромов из 228. 81 из них — это аэродромы, как раз находящиеся на Дальнем Востоке. Примерно 27–30 аэродромов требуют повышенного внимания, и мы, безусловно, это будем реализовывать.
Второй вопрос — это субсидии. То, что мы сегодня обеспечили нормальную связанность Дальнего Востока с Москвой и средней полосой России, — это очень важно. Потому что покрыть территорию 17 млн кв. км можно только авиацией, если мы говорим о пассажиропотоке. У нас остаются в силе субсидируемые перевозки, в том числе на Дальнем Востоке, для категорий, которые требуют повышенного внимания. Эта субсидия продолжит работать. Также у нас есть региональная программа субсидирования авиарейсов, а отдельно есть субсидирование местной авиакомпании «Аврора», которая развивается. У нас есть поручение перевозить 4 млн пассажиров в год к 2030 году.
— Достигнете?
— Я думаю, да. Мы все для этого делаем. У нас сейчас принят закон о «мокром» лизинге. Его 10 лет не могли принять в силу разных причин. Этот закон также будет способствовать развитию Дальнего Востока. Что такое «мокрый» лизинг? Если вы передаете просто самолет «Аэрофлота», например, авиакомпании «Аврора», то как дальше быть с экипажем? «Мокрый» лизинг позволяет передать все сразу. И пилотов, и кабинные экипажи. То есть такой проблемы у авиакомпании не будет.
— У отрасли уже есть большой спрос на этот механизм, который заработал меньше недели назад. «Аэрофлот» уже выразил интерес, а другие компании интересуются?
— Это же зависит от того, кто должен показать пример.
Возьмите тех же лоукостеров — в этом году «Победе» будет 10 лет, только ленивый не ругал меня в свое время за этот проект. В реальности же это 10 лет абсолютно успешной работы
Проект, который развивается и приносит прибыль, несмотря на пандемию и другие непростые условия.
Поэтому с «мокрым» лизингом примерно то же самое. Надо, чтобы кто-то показал пример, чтобы все увидели, что это работает.
— Вы поддерживаете идею отрасли распространить «мокрый» лизинг на дружественные страны?
— Мы сейчас прошли первую итерацию, то есть внутри России разрешили механизм, сейчас можем изучить вопрос на предмет расширения практики на зарубежные рынки при получении поддержки с их стороны.
— Вы начали говорить о масштабных планах по строительству и ремонту аэродромов, обновлению аэропортов. Часть из них требует капитального ремонта, и сейчас Росавиация и Минтранс предложили финансировать его за счет повышения сбора за аэронавигацию. Правительство такую идею поддерживает?
— Да. Эта идея была поддержана президентом, она была инициирована правительством. Я сказал, что у нас 228 аэродромов на текущий момент, из которых 116 требуют либо реновации, реконструкции, либо капитального ремонта. Примерно пополам. И для капитального ремонта мы предложили создать фонд, где пассажиры в среднем в зависимости от дистанции будут платить 150 рублей плюсом (к стоимости авиабилета — прим. ТАСС), и это примерно по году будет давать до 12 млрд рублей, в этом году планируем выйти на 5 млрд. Это деньги, которые пойдут как раз на капитальный ремонт аэродромов, которые у нас сегодня требуют такого ремонта.
— Возвращаясь к нацпроекту, также большое внимание планируется уделить развитию Севморпути.
— Мы работаем с понятием «Большой Севморпуть». Мы его не определяем как географический Севморпуть от Карских Ворот до пролива Врангеля. Мы говорим, что он протянется от Владивостока до Санкт-Петербурга и Калининграда. Это будет один из федеральных проектов, который напрямую связан с работой по развитию транспортных коридоров. Наша задача — задействовать этот коридор, потому что он потенциально способен значительно сократить время перевозки грузов морем. Кроме того, в нацпроект также войдут мероприятия по развитию пунктов пропуска.
— Ранее президент РФ Владимир Путин поручил снизить время прохождения границы для автомобилей до 10 минут. За счет чего планируется достичь этой цели?
— У нас идет модернизация многих пунктов пропуска. В целом в стране 381 пункт пропуска на сегодня, приоритетных — 87. Время прохождения границы будет сокращено до 10 минут в 55 автомобильных пунктах пропуска. Мы сможем достичь этих показателей за счет в том числе изменения логистики пунктов пропуска. Они сейчас перестраиваются, расширяются, добавляются дополнительные автомобильные полосы.
Самое главное, что мы уже эффективно используем наше отечественное оборудование, так называемые портальные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Они позволяют проверять машину с водителем, который не выходит из нее. Тем самым организовывается поток автомобилей, и все они на 100% проверены
Сегодня у нас среднее время по стране по всем пунктам пропуска пока примерно 38 минут на пропуск автомобиля. Хорошо известен пример Верхнего Ларса, где было всего 15 [полос]. Наши инженеры умудрились построить еще 24, всего у нас сейчас 39 полос. И вот 39 полос существенно увеличили пропускную способность Верхнего Ларса, хотя строить было практически негде: с одной стороны — гора, с другой стороны — река.
— То есть такими новыми досмотровыми комплексами будут оснащены все пункты пропуска?
— Автомобильные — да. Потому что мы автомобильным пунктам пропуска должны обеспечить 10 минут. На самом деле это один из показателей мирового уровня, и мы к этому стремимся.