TOP-стоп. Ключевые спонсоры МОК отказываются от сотрудничества
Международный олимпийский комитет рискует столкнуться со значительным снижением доходов. Во вторник компания Panasonic сообщила о расторжении спонсорского контракта с МОК уже в конце этого года. В заявлении корпорации отмечается, что она стала спонсором МОК еще 37 лет назад. В 2014 году она распространила сотрудничество и на Паралимпийские игры, но теперь должна «после интенсивных обсуждений с МОК» все же «пересмотреть дальнейшие пути развития спонсорства».
В компании не пояснили, почему именно решили отказаться от контракта. Впрочем, источники агентства AP говорят о «несогласии с тем, как расходуются средства компании».
При этом незадолго до старта состоявшейся летом парижской Олимпиады один из топ-менеджеров Panasonic Так Косуги в интервью официальному сайту МОК уверял, что компания, как и раньше, «привержена» сотрудничеству с олимпийским движением. Тем не менее вскоре по завершении парижских Олимпиады и Паралимпиады последовало сообщение о «разводе».
В МОК на решение Panasonic отреагировали сдержанно. В заявлении президента Томаса Баха говорится о том, что комитет «понимает и полностью уважает стремление Panasonic Group улучшить свою стратегию», а партнерство закачивается «на уважительной и дружеской ноте».
Сухой тон заявления Томаса Баха, из слов которого можно было бы заключить, что МОК не так уж пострадает от потери Panasoniс, не должен вводить в заблуждение. Уход одного, пусть и старинного, партнера сам по себе не является трагедией. В программу TOP, объединяющую глобальных спонсоров МОК, помимо японского концерна входит еще 14 международных компаний. Panasoniс в рамках контракта (он давал ему права использования олимпийской символики в своей рекламе) отвечал за предоставление аудио- и видеооборудования для проведения Игр. В этом смысле заменить компанию на кого-то еще на первый взгляд совсем нетрудно. Однако проблемы МОК, которые выявил отказ Panasoniс от сотрудничества, несколько глубже.
По сообщению AP, о выходе из программы TOP подумывают еще два ее японских участника — Toyota и Bridgestone.
Ни одна из компаний на данный момент выхода из программы TOP не подтвердила, но и не опровергла. В Bridgestone отметили, что «никакого решения не принято». В Toyota напомнили, что работают с МОК с 2015 года, и сообщили, что «им больше нечего сказать».
Между тем еще в мае этого года издание Sports Bussines Journal (SBJ) сообщало о том, что все три вышеупомянутых японских концерна намерены прекратить сотрудничество с МОК. Якобы они недовольны тем, что предыдущие — токийские — летние Олимпийские игры были перенесены из-за пандемии коронавируса с 2020 на 2021 год, и тем, что они в итоге прошли де-факто без зрителей, что вызвало снижение отдачи от рекламы.
Примечательно, что, по сведениям того же SBJ, отнюдь не только японские корпорации рассматривают возможность порвать с олимпийским движением.
В качестве вероятных претендентов на выход из числа участников программы TOP называются французская IT-компания Atos и американский гигант в сфере производства чипов Intel. C учетом трех японских компаний МОК может лишиться сразу пяти, то есть трети, топовых партнеров. За последнее десятилетие МОК лишь трижды сталкивался с уходом ключевого спонсора — в свое время программу TOP покидали Dow (ранее Dow Chemical), GE и McDonald’s.
Финансовые параметры сотрудничества той или иной компании из участников списка TOP с МОК никогда официально не назывались. Она была запущена в 1985 году и в первом цикле, по подсчетам SBJ, принесла МОК $96 млн. Впоследствии цена за место в числе топовых спонсоров неизменно росла. В цикле 1997–2000 годов программа TOP принесла МОК уже более $500 млн, в цикле 2013–2016 годов — более $1 млрд. За цикл 2017–2021 годов, как известно из отчетности самого МОК, программа TOP сгенерировала уже более $2,3 млрд.
Цифр, касающихся текущего цикла (2021–2024 годов), пока нет. Но из промежуточной отчетности МОК следует, что за первую его половину программа TOP принесла $1,5 млрд. Нетрудно предположить, что итоговая сумма составит около $3 млрд, а это более 30% дохода, генерируемого МОК за цикл. Отметим, что за минувший олимпийский цикл доходы МОК составили около $7,6 млрд. Чуть более 60% из них принесла реализация прав на телетрансляции. Поступления от программы TOP на втором месте по объему.