Фабрика смерти — инородные тела для пейджеров производились на заводах
Вторая волна непроизвольных взрывов прошла по всему Ливану. Если накануне в руках людей взрывались пейджеры, то в среду детонировали бытовая техника, скутеры, рации, ноутбуки и телефоны. После террористического акта в Ливане (сложно назвать происходящее иначе), считают эксперты, мир столкнулся с новой реальностью, а конкретно, с достижениями в области пиротехнической химии.
По словам эксперта по радиосвязи Евгения Балабаса, нельзя исключать, что террористы не возьмут на вооружение новый способ массового убийства. Впрочем, единичные случаи могут быть осуществлены и просто с целью наведения паники.
Напомним, что в результате второй волны взрывов в Ливане ранены были до 300 человек, погибли девять. У большинства раненых различные травмы лица, рук и нижней части живота.
Началась вторая волна со взрывов раций у членов «Хезболлы», которые были на похоронной процессии сына одного из главарей шиитской военизированной организации Али Аммара. Затем стали взрываться другие устройства по всей стране. Следом за пейджерами, рациями и радиоприёмниками начали взрываться ноутбуки, телефоны, скутеры, машины и сканеры отпечатков пальцев. За первый час ранения получили около 100 человек в Бейруте, Бекаа, Набатии и на юге Ливана.
Местные заявили, что после этого начали взрываться магазины сотовой связи и техника в домах. Также детонировали новые партии электроники прямо в магазинах. Последними взорвались солнечные батареи и кухонные приборы.
Верховный комиссар ООН по правам человека заявил, что продолжающиеся нападения в Ливане нарушают международное право в области прав человека и, возможно, международное гуманитарное право.
По словам эксперта в области радиосвязи, эти взрывы породили больше вопросов, чем ответов. Вероятнее всего, что мир столкнулся с новым вызовом:
— Вторую волну взрыва инициировали, чтобы окончательно сломить жителей Ливана? Вообще, что это было?
— Говорят, что в одну воронку снаряд не падает. Но в этом случае история получилась настолько неожиданной, что в нее даже трудно поверить. Но по сути второй удар – это продолжение первого. Работа велась в рамках одной акции. Очень интересно, как он будет расценена с моральной, общечеловеческой точки зрения. По сути, эти все устройства были рассеяны по стране, находились в обычных жилищах простых людей. Это, конечно, за гранью добра и зла.
— В первом случае были пейджеры, сегодня техники стало больше? Как это могли провернуть?
— В предыдущем случае использовалось вещество, так называемый ТЭН, это достаточно старая и всем хорошо известная взрывчатка. У неё достаточно низкая температура плавления, при которой она начинает детонировать, в отличие, например, от тротила. Предполагается, что высокая температура произвела его инициацию, но я не могу себе представить, что конкретно в ноутбуке, пейджере или радиостанции может разогреться до 100 градусов? Более того, когда температура доходит до 100 градусов и чуть выше, работа устройства прекращается — устройство умирает.
То есть, если внутри ноутбука идёт какой-то энергоёмкий процесс, соответственно, его компоненты нагреваются, могут нагреть находящуюся рядом взрывчатку. Условно говоря, после того, как они нагреются до определённой степени, они сгорают, и нагрев моментально прекращается. Большой вопрос, что там взорвалось. Скорее всего мы имеем дело с новой реальностью – в большой степени с достижениями в области пиротехнической химии. Кроме того, как и накануне, сегодня была одномоментная волна. Почему все устройства нагрелись по всей стране все сразу?
— Какое-то объяснение все-таки должно быть?
— Вероятнее всего, в эти устройства внедрили не только взрывчатку, но и какой-то автономный приёмник, который, по сути, является самостоятельным устройством внутри — то есть, приёмник внутри приёмника. Получается, что была отправлена команда и инородное тело в пейджере приняло команду и инициировало какой-то детонатор.
— То есть, его внедрили в технику заранее?
— Однозначно, заранее. И, видимо, очень системно, аккуратно. Это не кустарное производство, которым занимались какие-то низкоквалифицированные специалисты и выламывали крышки, что-то впаивали. Видимо, был какой-то фабричный процесс.
— Техника, чтобы быть подорванной, должна быть включена или выключена?
— Все зависит от того, как это все реализовано, потому что никто пока ещё деталей не обнародовал. То есть, если внедрена маленькая плата автономного приёмника сигнала, то все равно выключен этот ноутбук или радиостанция, или включены. Взрыв произойдет.
— И что теперь делать? Нести технику на проверку?
— Уверен, что сейчас этот процесс идёт бешеным темпом — думаю, отвёртки крутятся так, что нагреваются в руках, вскрывается все подряд.
— Есть вероятность, что такой способ убийства будет использован повсеместно, не только в Ливане?
— Сейчас многое зависит от того, как на это отреагирует мировое сообщество. Или назовут это военной хитростью или аморальной историей, неконвенционным способом ведения войны. Тогда, вероятнее всего, это как-то будет минимизировано в дальнейшем.
Более того, это похоже, на одноразовую акцию по причине того, что секрет раскрыт. Сейчас будут искать закладки, будут проверять. И если такое будет повторяться, то с радикально меньшей эффективностью, настолько масштабной акции, как сейчас, не будет.
— У нас могут повториться эти террористические акты?
— Масштабно нет. Но для наведения паники, запросто. То есть, условно говоря, если какой-то телефон, который будет снабжён таким инородным телом будет выставлен, скажем, на маркетплейсе и случится инцидент, завтра в соцсетях начнётся волна паники, которую будет сложно остановить.