Банки заморозили 30 тыс. счетов в первый день работы закона о возврате средств
Уваров: 25 июля банки заморозили 30 тысяч счетов из-за закона о возврате средств
Банки заблокировали 30 тысяч подозрительных счетов в первый день действия нового закона, который обязывает кредитные организации возвращать клиентам украденные средства, если они были переведены на мошеннические счета. Об этом сообщил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров на XXI Международном банковском форуме Ассоциации банков России (АБР). Об этом пишет РБК.
«С момента вступления закона в силу 25 июля наши финансовые учреждения отключили около 30 тысяч реквизитов», — отметил Уваров.
Что включает новый закон
С 25 июля 2024 года в России вступили в силу изменения в 161-ФЗ, согласно которым банки обязаны возмещать клиентам средства, украденные мошенниками, если кредитная организация допустила перевод на мошеннический счет из специальной базы ЦБ, содержащей информацию о случаях и попытках несанкционированных переводов. Эта база формируется на основе данных от банков и операторов платежных систем и включает сведения о совершенных операциях, плательщиках и получателях. Если физическое или юридическое лицо не согласны с включением своих реквизитов в базу, они могут обратиться в свой банк или подать заявление на сайте Банка России.
Кроме того, банки теперь обязаны блокировать подозрительные операции на два дня и связываться с клиентами для подтверждения, что перевод осуществляется добровольно.
По информации ЦБ, системно значимые кредитные организации ежедневно «охлаждают» около 20 тысяч денежных переводов. Уваров отметил, что некоторые клиенты не всегда понимают причины этих задержек и обращаются в свои банки за разъяснениями. Эти меры связаны с информацией о подозрительных реквизитах, которую ЦБ получает от финансовых учреждений.
По словам председателя правления НКО «Мобильная карта» Елены Шейкиной, за два месяца действия закона 34% клиентов сервиса, попавших под временную блокировку переводов, после охлаждения совершили повторные операции. При этом около 2,7 тысячи клиентов решили не повторять переводы на сумму 53 миллиона рублей после периода охлаждения.