Журнал Forbes опубликовал карту стоимости природных ресурсов Украины, в том числе регионов, которые недавно стали российскими. Потенциал ДНР оценивается в $ 3,8 трлн, ЛНР — в $ 3,2 трлн, Запорожской области — $ 605 млрд, Херсонской — $ 10 млрд. Теперь вы понимаете, почему так нервно реагируют наши «заклятые друзья» в США на успехи российской армии, спрашивает в журнале «Профиль» Петр Сергеев?
Да, конечно, на территории этих регионов пока что не все спокойно: продолжаются боевые действия, многое после долгих лет украинской разрухи приходится восстанавливать и адаптировать под российские законы и реалии. Но работа постоянно идет, и достижения наглядны. А главное, уже сейчас понятно: у нас появилось четыре новых хлебосольных региона, которые в состоянии не только прокормить себя, но и внести серьезный вклад в продовольственную безопасность всей страны.
Итак, давайте посчитаем, чем пополнился «всероссийский амбар» после присоединения новых территорий. Общая площадь РФ увеличилась более чем на 100 тыс. кв. км. Это вполне сравнимо с такой близкой по аграрному потенциалу областью, как Волгоградская (112 тыс. кв. км), или Алтайским краем (168 тыс. кв. км). При этом во всех четырех регионах выращивают широкий спектр культур — зерновые, технические, овощи, бахчевые и плодовые. Развито животноводство: здесь традиционно разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу; налажены рыбоводство и пчеловодство.
По данным Минсельхоза РФ, всего предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности новых субъектов Федерации в 2023 году было поставлено в другие регионы страны более 80 тыс. тонн продукции. В первую очередь это растительное масло и подсолнечный шрот (свыше 63,6 тыс. тонн). На втором и третьем местах — кондитерские изделия (8,2 тыс. тонн) и молочная продукция (почти 6,7 тыс. тонн), включая сливочное масло. Кроме того, новые территории отправили на внутрироссийский рынок более 3 тыс. тонн мяса и мясных изделий и свыше 2,1 тыс. тонн муки, макаронных и аналогичных мучных изделий. «Нахлебники», говорите? Ну-ну…
Херсонский овощной рай
Теперь давайте посмотрим, чем обогатил закрома страны каждый новый регион в отдельности. На почти двух миллионах гектаров плодородных черноземных почв Херсонщины только пшеницы можно выращивать до 2 млн тонн в год. Таким образом, наш зерновой потенциал увеличился, что еще более усилило положение РФ как ведущей сельскохозяйственной державы-экспортера. Напомню: если в 2022 году на долю России приходилось 16% мирового экспорта зерна, то уже в 2023-м эта доля выросла до 20%, в том числе за счет продукции новых территорий.
Впрочем, для рядовых граждан, особенно в соседнем Крыму, Херсонская область — это прежде всего плодоовощная житница. Как житель полуострова, могу со всей ответственностью сказать, что бренд «привезли из Херсона» звучит для крымчан как «высший знак качества». А главное, эта продукция всегда дешевле местных аналогов, что вызывает вполне понятное раздражение перекупщиков. Херсонские помидоры, перцы, огурцы, редиска, клубника и, конечно, легендарные арбузы всегда вне конкуренции!
Стоит отметить, что в прошлом году поставки из Херсонской области привели к заметному снижению цен на крымских рынках. К сожалению, в 2024-м ситуация чуть хуже, но это прежде всего из-за ужесточения режима транспортных перевозок на полуострове. Вторая причина — сами херсонцы раскусили преимущества рынка в материковой России: свою продукцию они везут и в Ростов-на-Дону, и в Воронеж, и, конечно, в Москву.
Херсонцев можно понять: крымский рынок всегда был для них в приоритете, но после переворота в Киеве и возвращения Крыма в состав России украинская власть закрыла им путь на наши рынки. Восемь лет аграрии региона трудились в достаточно жестких условиях: продукции выращивалось много, но продать ее было непросто. Благодаря СВО и последующему вхождению в состав РФ Херсонская область обрела новое дыхание. Сегодня она в состоянии вырастить до 2 млн тонн зерна, 1 млн тонн овощей, арбузов и дынь, 35 тыс. тонн риса, 100 тыс. тонн плодов, 50 тыс. тонн винограда и много другой продукции.
Кстати, о винограде: российский покупатель уже успел забыть, но в этих краях делают очень неплохое вино по старинным рецептам под брендом «Князь Трубецкой». Хочется надеяться, что оно обязательно попадет на общероссийские прилавки.
Под сенью мелитопольской черешни
В украинский период своей истории Запорожская область была одним из крупнейших сельхозпроизводителей, здесь также очень хорошо развита пищевая и обрабатывающая промышленность. Площадь запорожских сельскохозяйственных угодий составляет 2,246 млн га. Это, напомню, чистый чернозем, плюс роскошные погодные условия. Пожалуй, самое популярное растение в регионе — подсолнечник. Хорошо растут здесь зерновые культуры, овощи и бахчевые. Отлично развито животноводство, особенно производство птицы и свинины.
На территории области работают 546 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Продукцию запорожского пищепрома знают не только в Крыму и других соседних регионах России: ее экспортируют в почти два десятка стран. А в конце весны и начале лета Запорожье заваливает прилавки соседних областей своей клубникой, которая благодаря почвам и климату обладает особенно сладким вкусом.
Но, конечно, главной ягодой региона по праву считается черешня. Летом 2024-го Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».
Особые сорта этой ягоды здесь выращивают уже более ста лет. Она обладает уникальным вкусом и ароматом, содержит много витаминов и полезных веществ. А еще в Мелитополе находится знаменитый НИИ орошаемого садоводства, который здесь так и называют — «Институт черешни». За годы его работы было выведено более 250 и районировано 93 сорта плодовых культур. На садовых рынках Крыма саженцы таких сортов черешни из Запорожья, как «скороспелка», «валерий чкалов», «приусадебная», «мелитопольская ранняя», «рубиновая ранняя» и «днепровка», разлетаются как горячие пирожки.
К сожалению, у аграриев Запорожья сейчас есть проблемы, которые не связаны ни с почвой, ни с погодой: регион находится очень близко к линии боевого соприкосновения, поэтому главная напасть для местных фермеров — это артиллерийские обстрелы и налеты украинских дронов. Особенно активно атакуют поля Запорожья «свидомые» соседи во время уборки урожая.
Так, в одном только Пологовском районе, который примыкает к линии фронта, этим летом сгорело до 450 га пшеницы, а всего огонь уничтожил до 1,5 тыс. га посевов. Повреждены 19 единиц сельхозтехники и грузовых машин. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Остается только восхищаться мужеством фермеров и других работников АПК, которые собирают урожай с риском для жизни, и помнить, какой ценой достается каждый центнер зерна, выращенного в Запорожье.
Аппетитный Донбасс
Донецкая народная республика — это прежде всего тяжелая индустрия, шахты, заводы. Пищевая промышленность не является основной отраслью — она занимает всего 18% в общей структуре экономики ДНР. Тем не менее, Донецк всегда кормил себя сам, а сегодня умудряется и поставлять свою пищевую продукцию на всероссийский рынок.
После присоединения к России донецкий пищепром подрос на 14,3%. В ДНР выпускают продукты мукомольно-крупяной промышленности, хлебобулочные и мучные изделия, макароны, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия. Здесь перерабатывают и консервируют рыбу, фрукты и овощи. В республике хорошо развито производство растительного масла, молочных продуктов, кормов для животных.
Отметим, что в агропромышленном комплексе ДНР работают всего около 8 тыс. человек, но даже при таком скромном количестве аграриев показатели сельхозпроизводства постоянно растут. Сейчас посевная площадь в ДНР составляет 400 тыс. га, и это вдвое больше, чем было в Донецкой области Украины в 2014 году. А площадь плодово-ягодных насаждений выросла до 577,7 га.
Все это позволяет увеличивать объемы собранного урожая. По статистике прошлого года, зерновых и зернобобовых культур в республике собрано 733,8 тыс. тонн — рост на 125% за последние девять лет. Зерна и масличных культур вывезли из ДНР в 2023-м около 560 тыс. тонн. Кстати, подсолнечника здесь стали собирать в 2,3 раза больше, чем при Украине, — 151,2 тыс. тонн. Урожай овощей также увеличился в 2,3 раза (4,4 тыс. тонн), а показатель собранных фруктов и ягод (293 тонны) вырос в 3,8 раза по сравнению с 2014 годом.
Хорошо развивается в республике животноводство. К примеру, поголовье свиней увеличилось в два раза и достигло 39,1 тыс. Почти вдвое, до примерно 3,5 млн, возросло поголовье птицы. На 62% по сравнению с 2014-м выросло производство яиц (242 млн штук). В 2,3 раза увеличились надои молока, сейчас они составляют свыше 33 тыс. тонн. В магазинах России сегодня можно встретить не только колбасы, но и шоколадные и кондитерские изделия, и даже мороженое со знаком «Сделано в ДНР». А потом, возможно, и знаменитое Артемовское шампанское, вкус которого, к сожалению, мы уже успели позабыть, на рынок страны вернется.
Не отстает в производстве сельхозпродукции еще одна республика Донбасса — ЛНР. Традиционно там тоже в экономике основной упор сделан на тяжелую индустрию и горнодобывающую отрасль. Тем не менее при сравнительно небольших посевных площадях (615 тыс. га) республика выращивает серьезные объемы и зерновых, и технических культур. Одна лишь деталь: в прошлом году в ЛНР собрали зерна вчетверо больше, чем требуется региону. Хорошо растут в Луганской народной республике овощи, фрукты, виноград и картофель. В животноводстве преобладает крупный рогатый скот, разводят здесь лошадей, коз, кур, уток и даже перепелов.
Свою продукцию луганчане поставляют пока только в восемь регионов России, но это явно не предел. В списке вывозимой из республики продукции — зерно пшеницы, ячменя, кукурузы, гороха, семена подсолнечника, крупы (манная, перловая, пшеничная, ячневая и гороховая) и мука.
Крымские изюминки
Рассказывая о вкладе новых территорий в продовольственную безопасность страны, было бы неправильно не упомянуть Крым. По оценке того же Forbes, его экономический потенциал составляет $ 206 млрд. Тут форбсовские бухгалтеры явно просчитались — пусть на полуострове нет серьезной индустрии, но его аграрное значение невозможно переоценить. Особенно учитывая те огромные пространства, которые пока еще не освоены.
Любой, кто въезжал в Крым со стороны Краснодарского края, наверняка был поражен теми бескрайними пустырями, которые раскинулись на многие километры от Керчи до Симферополя. Говорят, освоению этих земель мешает недостаток воды, но при современном развитии технологий такое объяснение звучит не слишком убедительно. Достаточно вспомнить пустынный Израиль, где водяные скважины бурят до глубины 3 км, что позволяет стране быть одним из самых серьезных продовольственных экспортеров в мире. И это при более бедных почвах и невыносимо жарком климате. В Крыму условия намного комфортнее, поэтому ничто не мешает ему сделать рывок в освоении своих пока что неиспользуемых пространств.
Впрочем, и при нынешних посевных площадях Крым вносит немалый вклад во «всероссийский амбар». В прошлом году на полуострове собрали рекордный урожай — почти 2 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. В 2024-м, увы, повторить рекорд не получится: из-за засушливого лета валовой сбор составил 1,5 млн тонн зерна, но и это считается здесь хорошим урожаем.
В целом сельское хозяйство полуострова за 10 лет после возвращения в Россию показывает очень хорошие темпы прироста. Увеличиваются посевные площади, развиваются садоводство, виноградарство, виноделие, животноводство, рыбохозяйственный комплекс, перерабатывающий сектор. Крым вполне обеспечивает продовольствием и себя, и соседние регионы. А ведь совсем еще недавно — сразу после воссоединения с РФ — тут очень чувствовался недостаток продуктов, особенно после того как Украина перекрыла все поставки продовольствия на полуостров.
Помню, в 2015 году я с большим удивлением изучал географию продуктовых товаров, которые привозили в крымские магазины: «кондитерка» из Брянска, «молочка» из Воронежа, и даже яйца из Саранска! Казалось, вся страна присылала свои товары, чтобы закрыть образовавшийся дефицит. На полуострове было неважно с мясом, хороший сыр — только привозной. Сегодня все радикально поменялось: крымские предприятия научились делать приличный сыр, отличную колбасу, местная молочная продукция из Сак и Джанкоя бьет рекорды продаж. Но главное — в Крыму идет рост производства продукции, которая традиционно считалась изюминкой региона.
Прежде всего это, безусловно, виноград. В 2024-м на стимулирование развития отрасли виноградарства и виноделия из крымского бюджета выделено 721,5 млн рублей, а всего на полуострове реализуются 16 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в основной капитал более 12 млрд рублей. Общая площадь виноградников в Крыму (без учета Севастополя) сегодня составляет больше 20 тыс. гектаров, к концу года добавятся еще 900 гектаров. После разгрома винодельческой отрасли во время горбачевской антиалкогольной «реформы» и долгих лет украинского «застоя» Крым переживает настоящий винный ренессанс: закладываются новые виноградники, появляются частные винодельни, которые поставляют на рынок новые марки вина.
Вторая изюминка Крыма — это, конечно, фрукты. Персики, яблоки, абрикосы, груши, алыча и кизил, выращенные в Крыму, невозможно перепутать ни с какими другими. Их производство растет с каждым годом. Площадь только яблоневых садов за последние пять лет увеличилась почти на 4 тыс. гектаров. Если брать персики, то по их производству Республика Крым является безусловным лидером во всей стране. Всего же общая площадь косточковых культур (черешня, вишня, кизил, алыча, слива, абрикос, персик) во всех категориях хозяйств Крыма составила в прошлом году более 5600 гектаров.
Еще один специалитет полуострова — орехи. Между прочим, в дореволюционном Крыму орех, особенно грецкий, считался такой безусловной ценностью, что при выдаче татарских девушек замуж деревья грецких орехов входили в обязательный список приданого. Чем больше за невестой давали ореховых деревьев, тем богаче считалась ее семья. Сегодня в Крыму орехоплодные культуры выращиваются на площади более 2 тыс. гектаров. Самые большие ореховые сады расположены в Черноморском, Белогорском и Бахчисарайском районах, где в 2023-м собрали порядка 170 тонн фундука, миндаля и грецкого ореха. В этом году урожай будет еще более обильный. Кстати, за последние пять лет на полуострове заложено 1,5 тыс. гектаров молодых орехоплодных деревьев.
Но если фрукты и орехи выращивают не только в Крыму, то такой продукт, как ялтинский лук, вы не встретите больше нигде на планете. И в этом большая проблема: увы, даже на полуострове он растет не везде, поэтому количество этого овоща довольно ограниченно. Официально под него занята всего 1 тыс. гектаров, на которых выращивается в год порядка 24 тыс. тонн ялтинского лука. Все остальное на рынок поступает с частных огородов, но это уже совсем не те объемы.
Особой продуктовой изюминкой полуострова по праву можно назвать крымский мед. Самый ценный среди любителей — горный, который добывают в безупречно чистых районах горного Крыма (его еще называют царским медом). На полуострове насчитывается почти 80 тыс. пчелосемей, которые приносят более 2000 тонн полезного продукта ежегодно. Стоит отметить, что крымские власти охотно поддерживают начинающих пчеловодов: они могут получить грант на приобретение ульев, оборудование и пчел. В 2024-м в бюджете полуострова заложено почти 50 млн рублей на эти цели.
Активно развивается здесь производство такой эфиромасличной культуры, как лаванда. Между прочим, Крым признан единственным регионом с мощным потенциалом по эфиромасличным культурам. Так, в местном НИИ сельского хозяйства есть зарегистрированная уникальная коллекция генофонда, где хранятся более 1200 образцов эфиромасличных и лекарственных культур. Этой коллекцией очень заинтересовались ученые и бизнесмены ряда стран Азии и Африки.
Вкладываются крымские фермеры и в производство экзотических виноградных улиток. По всему побережью появляются новые фермы по разведению устриц, мидий, рапанов и креветок. Очень популярным в последнее время становится крымский чай из разнотравья. А с некоторых пор энтузиасты стали выращивать такую экзотику, как маракуйя, зизифус и момордика. Словом, простор для сельскохозяйственного креатива на полуострове настолько широк, что никаких границ его пока не прощупывается.