«В Угледаре стоит трупный смрад»: очевидцы рассказали, как сейчас выглядит город (В подвалах нашли снайперов из Литвы и Эстонии)
ВСУ через день после сдачи Угледара были вынуждены признать потерю города, заявив, что личный состав выведен «для сохранения жизни». В то же время, по сообщениям с мест, потери ВСУ колоссальны: бывший укрепрайон и дороги к нему усеяны брошенными телами погибших солдат ВСУ, а также наемников из стран НАТО.
По словам военного эксперта капитана 1 ранга в запасе Василия Дандыкина, сейчас идет зачистка города, которая продлится несколько дней, а также противник блокируется за Угледаром.
Командование оперативно-стратегической группировки украинских войск «Хортица» заявило 2 октября, что после российских ударов по флангам, «которые истощили оборону» ВСУ, «возникла угроза оцепления города». И потому командованием ВСУ был разрешен вывод подразделений из Угледара «с целью сохранения личного состава и боевой техники, занятия положения для дальнейших действий».
Между тем, появились подробности зачистки города. Так, наши войска заблокировали порядка десяти подземных укрытий с входами в старые шахтные отводы. Часть из них подорвана. Один из бойцов рассказал, что те из вэсэушников, которые не успели покинуть город «сгниют под землей».
По свидетельству очевидцев, в освобожденном городе стоит трупный смрад из-за разлагающихся тел вэсэушников, которые брошены убежавшими «побратимами». По некоторым оценкам, ВСУ в Угледаре потеряли без шансов на восстановление три бригады, одна из которых — 72-я отдельная штурмовая.
Во время зачистки укрепрайонов стало ясно, что на стороне противника воевали иностранные наемники. «Стены «укрепов» исписаны латышскими нацистскими речевками. Много убитых КАБами (корректируемые авиационные бомбы. – «МК») снайперов из Литвы, Эстонии и Румынии», — рассказали военные.
По неофициальной информации, в плен попали до 870 «вэсэушников». В основном это солдаты территориальной бороны и мобилизованные из Винницкой и Одесской областей.
Сообщают, что в городе, где шли жестокие бои, оставалось 36 местных жителей. Боевики согнали их в здание детсада. Перед бегством солдаты раздали им гранаты, чтобы те использовали их против наших бойцов. «Само собой, никто не воспользовался. Армия России вывела людей в безопасное место», — сообщил один из источников.
Эксперты отмечают, что освобождение Угледара уже в ближайшее время отразится на нашей логистике. Контроль над городом позволял ВСУ держать под артиллерийским обстрелом автомобильные и железные дороги через Волноваху, по которым снабжались наши войска. Тем самым противник не давал нам развернуться здесь в полную силу.
Теперь, отмечают эксперты, мы можем задействовать железные дороги и пустить по ним военные эшелоны, что значительно улучшит снабжение группировок «Днепр» и «Восток».
Военный эксперт Василий Дандыкин в беседе с «МК» объяснил, почему Минобороны РФ не спешит объявлять об освобождении Угледара.
— Это произойдет только через несколько дней, после окончания зачистки, которой сейчас занимается Росгвардия, — говорит он. — Надо отогнать врага от города подальше, потому что он может «огрызнуться» и снова пойти в атаку. Уже были случаи, когда мы брали кварталы, а противник потом их отбивал, и они переходили из рук в руки по несколько раз. В принципе то же самое сейчас происходит в Волчанске, Липцах — мы берем завод, противник его отбивает, мы снова берем.
— Василий Алексеевич, у противника есть укрепрайоны за Угледаром, в которых он мог бы зацепиться и начать огрызаться?
— За городом противник успел создать укрепрайон. Но не такой мощный, как в Угледаре. Конечно, враг сейчас будет цепляться за каждый метр. И нам нельзя расслабляться. Когда мы освободили Авдеевку, то надеялись, что пойдём дальше достаточно быстро, но, враг окопался, и быстрого продвижения вперед не получилось.
— Прошла новость, что в Сумах подготовили дополнительные три бригады. В Курск бросят или под Угледар?
— Вероятнее всего, в Курскую область. Они туда бросили уже 12 бригад. Если считать по уничтоженным вражеским танкам в Курской области, то противник лишился больше бригадного комплекта танков (порядка 90 танков. — «МК»). На Курском направлении идут серьёзные встречные бои.
— Почему противник бросает свои резервы на Курскую область, когда они так нужны на Донбассе? Это какой-то хитрый план или глупость?
— Думаю, что просто личные амбиции Зеленского и его окружения довлеют над военной целесообразностью. У политического руководства Украины есть определенные цели, которые выше, например, потерь личного состава и потери территорий. Если Банковой (улица в Киеве, где размещается офис президента. – «МК») все еще дают деньги, то почему бы и не послать ещё бригады на убой? Например, бригаду вдов. Тем более, что многие добровольно пойдут… Но есть ощущение, что этот процесс, на который они так рассчитывают, долго не продлится. В том числе и на Курском направлении. Им придётся оттуда уходить. Причем неожиданно.
Потому что если нет резервов, то только на голом энтузиазме не выстоять. Это прекрасно демонстрирует та же 72-я бригада ВСУ, которая обороняла Угледар. Она была одной из самых мотивированных, подготовленной, но ничего не смогла сделать. Когда тебе на голову прилетает «посылка» по три тонны (бомбы ФАБ-3000. — «МК») и другие сюрпризы, то подготовка и мотивация не помогут. Но и наши бойцы научились воевать «по-сталинградски». Обратите внимания, что города стали к нам переходить практически не разрушенными.