Как йеменские хуситы изменили характер международного судоходства

отметили
23
человека
в архиве
Как йеменские хуситы изменили характер международного судоходства

По прошествии года после начала кризиса в Красном море мы несколько отвлеклись от тех событий по причине снижения террористической активности в регионе и из-за того, что предполагаемые риски оказались в определённой мере завышенными. Однако уже можно оценить, насколько хуситы распугали мировой торговый флот, вынудив его искать альтернативные пути и способы решения создавшейся проблемы.

ЧП с Sounion
Впрочем, нельзя не упомянуть, что хуситы учинили в конце августа экологическое бедствие, поразив греческий танкер Sounion с 922 тыс. баррелей сырой иракской нефти на борту, что вызвало её разлив в южной акватории Красного моря. Премьер Греции Кириакос Мицотакис возглавил дипломатическую миссию по спасению остатков судна, координируя действия с Эр-Риядом и контактируя по неофициальным каналам с Корпусом стражей исламской революции, поддерживающим шиитов Аравийского полуострова. «Высший политическийсовет хуситов» вскоре заявил, что не будет вмешиваться в спасательную операцию... Такая техногенная катастрофа будет иметь серьёзные последствия, в том числе для самих хуситов. Ущерб, причинённый хрупким экосистемам, рыболовным угодьям и в целом краю, где ощущается острый дефицит пресной воды, может повлиять на береговые линии по всему Красному морю и Аденскому заливу. Хотя этим безобразием неуправляемые, сумасбродные фундаменталисты покамест добились желаемого эффекта, заставив считаться со своими интересами и демонстрируя возможность препятствовать свободному движению кораблей.

В случае критического разлива нефти Йемен вряд ли получит какую-либо компенсацию от загрязнения, так как Запад не ведёт диалог с террористами, к которым причисляет хуситов. Кстати, топливо разливается у йеменского побережья не впервые. В октябре 2002-го французский танкер Limburg был атакован боевиками «Аль-Каиды», в результате чего в Аденский залив вытекло около 90 тыс. баррелей нефтепродуктов. Судно, трейдеры и пострадавшие от нападения получили страховые выплаты, но расходы по ликвидации последствий аварии понесла казна и без того одной из беднейших стран Ближнего Востока.

Международное судоходство под прицелом исламистов
В прошлом году Красное море пересекли 21 тыс. 344 судна (ежесуточно в среднем 59 кораблей), что соответствует 12%-му эквиваленту мировой торговли. В июле текущего года там прошли 905 грузовых судов (ежесуточно в среднем 30 кораблей). Это говорит о том, что судовладельцы в последнее время неохотно используют данный транспортный коридор, и статистика свидетельствует о дальнейшем сокращении здесь темпов судоходства.

Суда, обеспечивающие товарооборот между Европой и Азией, экономят примерно 4 тыс. морских миль, проходя через Суэцкий канал вместо огибания Африки. Трафик мимо мыса Доброй Надежды обходится на 35% дороже и увеличивает период доставки грузов до полумесяца (и это с учётом использования более высоких скоростей, которые используются для сокращения задержек). Революционные сдвиги в глобальной логистике наглядно демонстрируют показатели контейнерных перевозок. Ранее, то есть до известных событий 53% перевозок из Азии в Европу приходилось на Суэцкий канал, 23% – на Панамский и 23% – на маршрут мимо мыса Доброй Надежды. Сейчас значения изменились соответственно на 15%, 26% и 58%.

Вот конкретные примеры. Время доставки зерна из Одессы в порты Эритреи растянулось от 8 до 38 суток (Незалежная благополучно продолжает отправлять пшеницу на Чёрный континент). Корабль, следующий из Сингапура в Роттердам мимо мыса сокращает время пути от 34 до 31 суток, если вместо 15 узлов даёт 16,5. Для сравнения: путь из Сингапура в Роттердам через Суэц при скорости 15 узлов насчитывает 24 суток.

Чтобы в Баб-эль-Мандебе оставаться невидимыми для хуситов, около 15 судов в неделю при его прохождении отключают автоматическую идентификационную систему (АИС), применяемую с целью предотвращения столкновений на водном транспорте. Некоторые команды пускаются на иные хитрости, например, ради предотвращения атаки посылают в эфир сообщения типа «Весь экипаж – китайцы» или «К Израилю отношения не имеем». И, между прочим, судам, так или иначе связанным со структурами Соединённых Штатов, Соединённого Королевства либо Израиля отказывают в страховании при транзите через Красное море.

Особенности момента
Чтобы избежать задержек и обеспечить необходимый товарный запас к Рождеству, компании уже сегодня начинают отправлять новогодние грузы из Азии в Европу, не желая создавать предпосылки для сезонного ажиотажа. В итоге объёмы поставок из КНР бьют рекорды, опережая традиционный пик перевалки в IV квартале. Это делает нагрузку на ближайшие месяцы более равномерной, однако ранние заказы чреваты дополнительными затратами, поскольку компании-реализаторы связаны фьючерсами и им приходится принимать на хранение значительное количество продукции с вероятностью остатков при сбыте. Оба фактора чувствительны, и компании изучают последствия нехватки запасов в сравнении с последствиями избыточного предложения.

Кризис в Красном море имеет и свою положительную сторону: рост мирового контейнерного флота на 10,6% в годовом исчислении позволил высвободить 2,85 млн TEU. Флот, курсирующий между Азией и Европой, вырос ещё заметнее (на 23,8%) из-за большей продолжительности рейсов.

Прогнозы на ближайшее будущее
Как известно, западная коалиция атаковала ряд береговых объектов в Йемене (РЛС, ракетные системы и пр.), однако по-прежнему воздерживается от ударов по таким целям, как экстремистские лидеры или их командные пункты. Как бы то ни было, к середине текущего года стало ясно, на какой масштаб нанесения экономического урона в действительности способны хуситы. Условно говоря, сейчас в регионе царит хрупкое равновесие, которое в любой момент может нарушиться.

В случае эскалации на израильско-ливанской границе у Запада и Ирана будет выбор: либо локализовать это противостояние географически, либо вдобавок помериться силами в Красном море. Фишка в том, что йеменцы находятся в состоянии перманентного конфликта, и чтобы добиться успеха, им не нужно мобилизовываться. А отсутствие наземной угрозы для хуситских опорников (в отличие от «Хезболлы» в Ливане) ограничивает риски, которые может нести им любая эскалация, кроме разве что ядерной.

Добавил Игорь Иванов 39114 Игорь Иванов 39114 4 Октября
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать