Прошедшие в этом году ключевые выборы в развитых странах Европы и других регионах планеты показали, как работает демократия или как она не работает. Проявился рост числа «предпринимателей от политики», представляющихся аутсайдера властного поля, собирающих голоса избирателей благодаря воздействию на чувства и эмоции.
Как пишет политолог Кэтрин Де Врис в статье для британской газеты Financial Times, возникает одна заметная тенденция: отход от демократии к тому, что можно было бы назвать «эмократией», в которой политические процессы все больше движимы эмоциями и чувствами, а не доказательствами и аргументами, фактами.Этот дрейф в сторону эмократии помогает понять, почему глобальная политика сегодня кажется такой хрупкой и разрушенной под корень. Две взаимосвязанные силы, одна на стороне предложения политики, а другая на стороне спроса у избирателей, движут этим сдвигом.
В данном случае следует признать, что появление предпринимателей, ловко использующих момент, связано с тенденциями времени, когда вырос запрос на эмоциональных лидеров, апеллирующих к эмоциям, а не разуму.
Давно прошли те времена, когда избиратели поддерживали одну партию всю свою жизнь. Сегодня избиратели ведут себя скорее как придирчиво настроенные потребители, часто переключаясь между партиями от одних выборов к другим. В результате неидеологические факторы, влияющие на выбор, который люди делают у избирательных урн, включая риторический стиль кандидатов, стали более важными.
Отныне главная проблема в том, что новый подход избирателей, который спешат удовлетворить медиа-персоны, стремящиеся в лидеры наций, сворачивает направление деятельности в сторону от решения насущных проблем. Такой опасный сдвиг не в состоянии предложить выход из тупика.
Догадки, тем более поданные эмоционально, о том, что кажется правильным или ложным, не помогут человечеству в противостоянии целому ряду проблем, от изменения климата до инфляции, от технического прогресса до геополитического конфликта – сделать это могут только наука, факты и доказательства.