Зеленский предлагает "Минск-3".Чем грозят разговоры о прекращении огня
Гастроли нелегитимного президента Украины Владимира Зеленского по Европе в самом разгаре. Продолжает продвигать свой «план победы» и просить еще большей поддержки со стороны стран НАТО. До последнего времени подробности предложений Зеленского своим западным «партнерам» не раскрывали. Складывается ощущение, что пункты приходится корректировать с учетом происходящего на фронтах в Донбассе и Курской области.
Все же нашлись журналисты, которые раскрыли детали «списка покупок», с которым Зеленский ездит по западным странам. Итальянская газета Corriere della Sera пишет, что Украина готова к прекращению огня без признания потери территорий при гарантиях безопасности США и быстром вступлении в ЕС. Проще говоря, Зеленский предлагает «Минск-3».
Смена риторики Киева не означает, что это приведет к завершению боевых действий. Обнадеживаться не стоит. Напротив, это, скорее, говорит о том, что на Украине хотят все же выиграть войну, но сделать это не в прямом боестолкновении с Россией, а хитростью добиться поставленных целей.
Война по «минским» правилам
Украина говорит о прекращении огня зачастую в тех случаях, когда терпит поражения на фронте. Аналогичная ситуация сложилась в августе 2014 года, когда ВСУ попали в Иловайский и Изваринский котлы. В сентябре тогдашний президент Украины Петр Порошенко решился пойти на подписание первых Минских соглашений, которые просуществовали до января 2015 года. Тогда ВСУ вновь предприняли попытку силового захвата городов ДНР, что завершилось уже Дебальцевским котлом, который стал причиной новых переговоров в феврале 2015 года. Мертворожденный «Минск-2» политики продержали до февраля 2022 года.
Ни одни соглашения не остановили боевые действия. Периоды «затишья» Украина использовала для наращивания военной мощи для очередного удара по территориям ЛДНР. Пока ВСУ подготавливали кулак, продолжалась война по правилам Минских соглашений. Объясню, что это значило.
Украина трактовала «Минск-2» так, как ей было удобно. Это касалось не только порядка выполнения пунктов мирных соглашений, но и линии фронта. «Серая зона», которая должна была быть демилитаризованной, становилась полем боя, куда заходили украинские подразделения. ВСУ подбирались вплотную к окопам республик Донбасса, а вместе с тем захватывали населенные пункты, превращая их в свои огневые позиции. Так было с Широкино, Старомарьевкой, Авдеевской промзоной, Светлодарской дугой и так далее.
Весь этот период не прекращались провокации на фронте с целью вынудить НМ ДНР и ЛНР на ответный огонь. Все для того, чтобы создать картинку в западной прессе, а в дальнейшем обвинить военнослужащих республик в срыве мирного процесса. Украина тут была в выигрыше: если ответят, получат осуждение; не ответят, можно будет продолжить «жабьи прыжки» — захват «серой зоны».
Вместе с этим Украина готовилась к собственному «хорватскому сценарию» — уничтожению республик Донбасса. От своего плана Киев не отходил вне зависимости от того, кто был у власти: «партия войны» (Порошенко) или «партия мира» (Зеленский). Даже после прихода к власти на мирных лозунгах бывший комик продолжил политику своего предшественника, боевые действия не прекращались, а на линии фронта концентрировалась военная техника, которой по Минским соглашениям там быть не должно.
Руководство Украины оправдывалось позицией националистов, которые выступали против «формулы Штайнмайера» и выполнения пунктов Минских соглашений, предполагавших завершение боевых действий. Это было удобно — списать нежелание реализации мирного процесса на националистов, а в это время точить нож. Все шло к новой горячей фазе конфликта, которая, по задумкам украинского военно-политического руководства, должна была завершиться ликвидацией ЛДНР.
Угроза «Минска-3»
Это был целенаправленный план Украины и, как казалось украинским политикам, таким образом они могли выиграть в этой войне. И нужно признать, что такая тактика приносила свои плоды. ВСУ продолжали захватывать населенные пункты, накапливать силы для мощного удара, на международной арене выступали сторонниками мира, а России создавали образ «агрессора».
К этой удобной для ВСУ тактике намерены вернуться в Киеве. Провернуть то, что они уже дважды делали, они смогут вновь, если Россия согласится на такой исход. Именно это означает пункт Зеленского о «прекращении огня вдоль нынешней линии фронта». Это повлечет за собой новую войну по правилам новых мирных соглашений. Только «ползучее наступление» теперь будет проходить не только в Донбассе, но и в Курской области, ведь линия фронта пролегает и там.
Это будет выгодно Украине. С одной стороны, остановили продвижение ВС РФ в Донбассе. К тому же можно будет устраивать свои вылазки на российские позиции и давать понять не только западным политикам, но и внутреннему националистическому потребителю, что Киев от Донбасса не отказался. С другой стороны, на руках у Украины останется козырь — захват «исконной» российской территории впервые с середины XX века. Там ВСУ смогут оборудовать позиции и заняться тем, чем в ЛДНР весь период Минских соглашений, описанный выше. Это удобный и знакомый для Украины формат войны, в котором они смогут реализовывать свои цели, а Россия будет лишь высказывать свое недовольство на международной арене, где ее голос услышан не будет, как это было все 8 лет «тихой» войны в Донбассе.
Убаюкивающие разговоры о мире для нового удара
Еще одна причина, почему Киев вдруг заговорил о прекращении огня — это готовность нанести удар на новом направлении. До вторжения в Курскую область Зеленский также заявлял о том, что Украина готова пойти на соглашение с Россией. Только Киев тут же поменял свою риторику, когда на начальных этапах своей авантюры получил первые военные успехи. Появился «план победы», который Зеленский намеревался выполнить до американских выборов президента в ноябре 2024 года. Только похоже, что «план» пришлось корректировать, когда авантюра провалилась, ВС РФ продолжают освобождать Донбасс, а из Курской области постепенно приходится отходить. Это чревато тем, что на плечах отступающих войск Зеленского ВС РФ зайдут вновь в Сумскую область.
Разговоры о мире не означают, что в Киеве отказались от своего плана втянуть Запад в прямой конфликт с Россией. Для этого необходимо вынудить РФ на мощный ответный удар, для чего необходима новая авантюра. Удар на другом направлении все еще возможен. И похоже, что у Украины в этом появились союзники. Об этом косвенно намекает закрытие румынского генконсульства в Ростове-на-Дону, которое должно произойти 14 октября.
«Данный шаг обусловлен решением российской стороны денонсировать двустороннее межправительственное соглашение об открытии упомянутого консульского учреждения», — заявила представитель МИД России Мария Захарова.
Поддержка со стороны Румынии и Молдовы увеличивает вероятность удара ВСУ по Приднестровью, где располагаются российские миротворцы. Ранее я писал, что такой вариант маловероятен, но если в атаке на ПМР будут принимать участие не только вооруженные силы Украины, но и армии Молдовы и Румынии, то это меняет картину кардинально.
На такой шаг Киев подталкивает активность Израиля, который своим примером показал, что можно воевать на нескольких фронтах, уничтожать мирных сотнями, устранять лидеров других государств и не получить международного осуждения. Более того, боевые действия на Ближнем Востоке переключили внимание западной общественности с Украины на войну Израиля со своими соседями. Это грозит тем, что на Западе могут посчитать ближневосточный конфликт приоритетнее украинского. Чтобы этого избежать, Киеву необходимо новое громкое вторжение. И сделать это нужно в лучшем случае до выборов президента в США или же до вступления нового американского лидера в должность.
Конец 2024 года обещает быть насыщенным на события. И, к сожалению, мирного исхода он не сулит.