Израиль совсем «сорвался с цепи». Остановить его могут только три фактора
Накануне немецкий журнал Spiegel заявил, что «Израиль объявил войну международному правопорядку». Тель-Авив уже несколько дней атакует танками миротворческую миссию ООН Unifil в Ливане, а Нетаньяху призвал генсека Гутерриша как можно скорее вывести из страны силы «голубых касок». Политолог Богдан Безпалько рассказал, какие мировые силы способны призвать Израиль к порядку.
Свой тезис о том, что Тель-Авив «объявил войну международному правопорядку», немецкий Spiegel обосновал двумя фактами — во-первых, танковыми атаками на миротворцев ООН в Ливане. Во-вторых, тем, что израильский премьер смеет что-то диктовать генсеку организации Гутерришу по поводу «голубых касок» (которые и уполномочены Совбезом ООН следить за прекращением огня между сторонами).
«То, что Нетаньяху выразил на языке сострадательного сожаления, — это объявление войны мировому порядку. В грохоте войн, которые Израиль ведет, нанося авиаудары по Ливану, Сирии, Йемену, Западному берегу и Газе, легко упустить тот факт, что в своей речи на Генассамблее ООН Нетаньяху включил международные институты в число «семи фронтов», на которых приходится сражаться его стране», — заявили немцы.
Израиль обвиняют в игнорировании предупреждений ООН, нежелании покидать Западный берег реки Иордан и сектор Газа. Немцы считают, что обстрел штаб-квартиры Unifil был не случайным, а прицельным. «Мировой порядок — хрупкое образование. Ни одна держава в одиночку не может его обеспечить, он поддерживается согласием наций принять общие правила. Порядок, который не применяется одинаково ко всем, скоро перестанет применяться к кому бы то ни было», — считает Spiegel.
Напомним, Израиль нарушил резолюцию ООН о создании государства Израиль. Страна не выполнила резолюцию ООН по Палестине, еще целый ряд решений организации и объявила генсека ООН «персоной нон грата». Возникает вопрос — что еще должен сделать Израиль, чтобы все поняли, что ООН — это «пустое место»? И как призвать его к порядку? По мнению политолога Богдана Безпалько, вариантов может быть как минимум три.
«Израиль ведет себя достаточно уверенно на международной арене, но при этом существует серьезный раскол внутри самой страны. Конечно, страсти немного поутихли после массовой атаки на Израиль со стороны ХАМАС, а также после ударов по стране со стороны Ирана. Тель-Авив делает ставку на войну во многом для того, чтобы избежать необходимости вести широкий внутренний диалог. Нетаньяху и его команда имеют все шансы проиграть этот диалог и серьезно его опасаются. В Израиле на премьера заведено уголовное дело о коррупции, и оно может быть активировано, как только он уйдет с поста», — пояснил аналитик.
Уверенность Израиля на внешней арене обусловлена тем, что при всей агрессивной политике против него никто не объявляет экономических санкций, не выгоняет его спортивные команды с Олимпиад и международных турниров и т. д.
«Главная причина всех привилегий — Тель-Авив пользуется безусловной политической и военной поддержкой со стороны США. Да, сейчас Вашингтон ставит ему определенные ограничения — например, не атаковать нефтяные и ядерные объекты Ирана. Но в Израиль Америка поставляет новейшие вооружения, размещает установки ПВО Patriot и THAAD, подгоняет в Красное море авианосные группировки для его прикрытия. Если же к власти в США придет Трамп, то эта поддержка Израиля может кратно увеличиться. В команде Трампа хватает израильских лоббистов во главе с его зятем Джаредом Кушнером. Ничего нового в нынешней ситуации нет. И в ходе арабо-израильских войн 1960-70-х, и в ходе агрессии Израиля в Ливане в 1982-м Тель-Авиву позволялось очень многое», — пояснил эксперт.
Безпалько рассказал, какие три фактора могут сегодня сдержать Израиль, «сорвавшийся с цепи».
«Во-первых, это руководство Соединенных Штатов, которое совсем не желает большой войны на Ближнем Востоке. Во-вторых, это сама по себе угроза масштабного регионального конфликта, который не нужен самому Тель-Авиву. Израиль не готов к такому конфликту ни в военном, ни в экономическом, ни в любом другом плане. Нетаньяху для того, чтобы оставаться у власти и консолидировать общество, нужны локальные, но достаточно громкие конфликты. А война с Ираном с использованием оружия массового поражения Израилю не нужна: она приведет к огромным человеческим жертвам и, возможно, к уничтожению самого Израиля», — указал политолог.
Третий фактор, способный призвать Тель-Авив к порядку, — это масштабная, резкая реакция международного сообщества на его действия.
«Пока между Ираном и Израилем идет вялотекущий конфликт с обменом редкими ракетными ударами, эту политику можно продолжать сколь угодно долго. Но если со стороны Израиля последует реально масштабный акт агрессии, то реакция будет и со стороны Лиги арабских государств, и от мусульманского мира, и даже мира в целом. Это может вынудить Израиль отказаться от своих радикальных планов. США в свое время также вынужденно отказались от ядерных бомбардировок в ходе Корейской и Вьетнамской войны из-за того, что их союзники были резко против этого», — отметил аналитик.
То есть даже США в одиночку не в состоянии творить всё, что захотят, отметил он.
«А Израиль, который зависим от военной, финансовой и дипломатической помощи США, тем более на это не способен. Поэтому большая война на Ближнем Востоке сейчас маловероятна. Да, со стороны Израиля возможны ракетные удары по Тегерану, теракты вроде «атаки пейджеров», убийство чинов КСИР и т. д. Иран же будет отвечать на это обстрелами Израиля со стороны своих прокси», — заключил Безпалько.