Чернигов: мужчин как будто нет вовсе, недовольство властью растет

отметили
25
человек
в архиве
Чернигов: мужчин как будто нет вовсе, недовольство властью растет

«Когда едешь по Чернигову, кажется, что мужчин там вообще нет. Ни в транспорте, ни на улицах. Очень непривычно, особенно в сравнении с Киевом. Война и мобилизация превратили его в какой-то пустынный малонаселенный макет». Так говорит о древнем центре Черниговского княжества и Северской земли его уроженка Валентина.

Это наша старая знакомая, ныне постоянно проживающая в Киеве. (В свое время она делилась с нами деталями столичной реальности). В Чернигов приехала к сестре Людмиле, у которой давно не была. Мы им обеим дадим слово, но прежде приведем несколько сведений об этом уникальном городе.

Первое упоминание о Чернигове содержится в «Повести временных лет» и датируется 907 годом. Тогда киевский «вещий» князь Олег, который «прибил свой щит к вратам Цареграда», т. е. совершил успешный поход на Византию, обложил греков данью, выплачиваемой самым большим городам Руси, то бишь Киеву и Чернигову. До появления династии черниговских князей (1024), население последнего составляло почти 30 тыс. чел., а площадь его была даже больше площади тогдашней «Матери городов русских».

 

Сегодня Чернигов — самый северный областной центр Украины, административный центр одноименных области и района. По состоянию на 2022 год его население составляло 282 747 чел. Из них украинцев — 86,27%, русских — 10,63%, белорусов — 1,15%. Основные конфессии — православие, католицизм, протестантизм и иудаизм.

В Чернигове много православных храмов. Это Спасо-Преображенский собор (XI в.) и Свято-Успенский собор Елецкого монастыря (XII в.), Борисоглебский собор (XII в.), Свято-Троицкий собор (XVII в.) Троицко-Ильинского монастыря, в котором покоятся святые мощи святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, а также Екатерининская церковь (XVII в.) и другие.

 

Екатерининский храм еще при Ющенко, несмотря на протесты верующих из канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), был отдан расстригам из «УПЦ Киевского патриархата» во главе с анафемой Филаретом (Денисенко). Борисоглебский собор еще в XVII веке захватила польская шляхта и передала его доминиканскому монастырю. Сейчас история с захватами храмов повторяется, только бесчинствует уже не шляхта, а режим Зеленского. Он же принял решение отобрать у УПЦ Свято-Троицкий собор и передать его раскольнической политконторе «Православная церковь Украины» (ПЦУ), как и многие другие приходы.

Вообще в Чернигове раскольников и сектантов немало. И именно они благодаря поддержке официальных структур вольготно чувствуют себя на древней православной земле. Комфортно чувствуют себя сообщества харизматов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы* и проч. Зарегистрирован даже буддистский центр.

Вот что по данному поводу говорит Валентина, приехавшая сюда к родне:

— В предыдущий раз я была здесь незадолго до начала СВО. Должна отметить, что подобного сектантского, а также сатанинского засилья тогда здесь не наблюдалось. А сейчас наблюдается. Например, иеговисты, которые в России, как я знаю, запрещены, ходят по квартирам, охмуряют, заводят разговоры о том, какая Россия плохая. И какая, мол, плохая наша Церковь, и что наши священники — якобы агенты ФСБ. Пока я у сестры гостила, несколько раз приходили. Мы их прогоняли, но ты их в дверь — они в окно… От них не отстают и другие сектанты, например, харизматы. Это тоже тоталитарная секта, недаром ведь из нее «кровавый пастор» Турчинов. Еще есть схожая «Христианская церковь Победа»… Критикуют УПЦ, поддерживают ПЦУ. Такое впечатление, что ПЦУ их на зарплату посадила… Скромнее всего ведут себя классические баптисты. Собираются на молебны свои, тихо, мирно. Ну на то они и классические…

Сестра Валентины Людмила считает, что сектанты активизировались после присвоения Зеленским 6 марта 2022 года Чернигову звания «Город-герой» за «подвиг, массовый героизм и стойкость граждан во время отпора вооружённой агрессии Российской Федерации против Украины». Тогда немало черниговцев поддались геббельс-пропаганде, русскоязычные перестали говорить по-русски, украинизация и неприязнь к России на всех уровнях достигли пика. Стимулировали активность сектантов и репрессии против УПЦ.

Много сектантов, а еще больше сатанистов, утверждает Людмила, подалось в «тероборону». Например, в 119-ю бригаду ТрО, которая во время российской осады снесла памятники А.С. Пушкину и Зое Космодемьянской. И сейчас эти уроды и им подобные «герои» активно «промывают мозги» населению, от которого осталось, по утверждению бывшего мэра Владислава Атрошенко, только половина. Остальные якобы покинули город еще в первые дни боев.

Впрочем, принимать заверения Атрошенко за чистую монету тоже не следует. Дело в том, что сей политставленник Порошенко спустя несколько месяцев после начала СВО был смещен со своего поста Зеленским в связи с обвинениями в тройном (!) убийстве. В чем тут дело — в том ли, что Зеля хочет разобраться с «рошенковскими» вассалами ради своих кандидатур, или в обычной грызне тарантулов в банке, не суть важно. Важно лишь то, что никому из них ни с одной, ни с другой стороны доверять нельзя.

— Атрошенко заявлял, что во время российской осады Чернигова и обстрелов армии РФ погибли сотни людей, — продолжает Людмила. — Доказать это или опровергнуть сегодня невозможно. Но эти заявления очень повлияли на менталитет черниговцев. Многие из них, говорившие прежде по-русски, демонстративно стали общаться на мове, ломая и коверкая язык. Хотя никаких абсолютно аутентичных доказательств не было, потому что если бы они были, не сомневаюсь, киевские власти обязательно бы их опубликовали. Не верю ни единому слову этой шайки, тем более что все они прочно завязли в криминале. Но вопросы к РФ, увы, тоже остаются…

Людмила — давняя сторонница Русского мира. Амеробандеровский режим она ненавидит. Однако события первого этапа войны в Чернигове породили у нее много вопросов.

— Я уверена, что многие факты обстрелов нашего города на совести ВСУ, — говорит она. — И не сомневаюсь, что по святому храму УПЦ МП выстрелили именно они, хотя укроСМИ преподносили все как «провокацию армии РФ». Тем не менее очень хотелось бы услышать детальное объяснение от Москвы по поводу трагедий, произошедших в Чернигове — например, по поводу обстрела мирных жителей, получавших в одном из магазинов «гуманитарку». Тогда погибли десятки человек. Я лично думаю, что эту провокацию устроили нацисты. Это в их стиле. Но Москве нельзя молчать, надо все детально объяснять!

Подобные умонастроения характерны для многих симпатизантов России здесь. Главное, что их волнует, — необходимость ощущения правоты своей позиции во взаимосвязи с делом освобождения от нацистской чумы, совершаемым Россией. Они стараются не обращать внимания на упреки иных российских спикеров в «криптобандеровщине» и т. д., и уж тем более на обвинения укронацистов в «государственной измене». Но им очень хочется иметь под ногами твердую почву в виде спокойной совести. Ведь без нее невозможно служение правому делу…

Сейчас, продолжает Людмила, увлечение украинизацией явно пошло на спад. Это заметно по разговорам в общественных местах, по комментариям в пабликах. Женщина связывает такую перемену с несколькими факторами. Во-первых, это зверская мобилизация, облавы на военнообязанных, издевательства над ними и их родственниками. Во-вторых, — запредельная коррупция и в целом по стране, и в городе. Уже упоминавшийся мэр Атрошенко обвиняется и в убийствах, и в коррупции. Его преемник Александр Ломако тоже попал под раздачу: у него провели обыски и выдали «пидозры» в связи со злоупотреблением служебным положением и взяточничеством. Замешаны в аналогичных скандалах и чиновники меньших уровней. Доворовались уже до того, что распределение городского бюджета по суду было передано не мэрии, а военной администрации.

 

А тем временем в Чернигове то и дело происходят аварии городского хозяйства: оно запущено донельзя. 4 октября даже объявили чрезвычайную ситуацию из-за проблем с канализацией. Ну и третья причина — колоссальное обнищание населения. Цены выросли в разы, а зарплаты и пенсии остались без изменений. Люди считают копейки, смотрят на власть, которая жирует, и все сильнее ненавидят ее.

— Больше всего ненависти по отношению к властям вызывают античеловеческая «могилизация» и так называемая «бусификация», когда людей хватают где попало и сразу швыряют в автобусы ТЦК, — резюмирует Людмила. — Облавы за облавами, отправки на фронт за отправками… Многих ведь бросают на мясные «штурмы» безо всякой подготовки. Поэтому мужики прячутся. Их число редеет день ото дня. Уже даже водить общественный транспорт некому, женщин срочно приглашают… А взамен вырастают новые и новые «аллеи погибших героев». Я была на своей даче в селе, там даже алкоголиков старых не осталось, которые раньше под заборами сидели. Всех забрили, подчистую. А вы бы видели, сколько новых могил появилось на сельских кладбищах, да и на нашем городском тоже. Ужас!.. Я думаю, если Россия вновь придет, «город-герой» Чернигов уже не станет особо геройствовать в борьбе с ней.

Слова Людмилы подтверждает такой факт. Не так давно СБУ задержала четырех несовершеннолетних парней из Нежинского района, которые подожгли релейный шкаф на стратегически важном участке железной дороги. Поджигателям грозит пожизненное заключение. Но тех, кто противодействует Зе-режиму, становится все больше и больше…

*Экстремистская организация, запрещена на территории РФ



Добавил Игорь Иванов 39114 Игорь Иванов 39114 15 Октября
Комментарии участников:
X86
+1
X86, 16 Октября , url

Впервые город упоминается в «Повести временных лет» под 907 годом[7], когда киевский князь Олег после успешного похода на Византию обязал греков платить дань наибольшим городам Руси[8]. Чернигов в договоре был упомянут вторым после Киева[9]. В середине X века в трактате Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» как один из населённых пунктов «внешней» «Росии» упомянут город Τζερνιγῶγα, в котором легко угадывается Чернигов[10].

Ров Окольного града был сооружён в Х веке — в тот же промежуток времени когда был построен Черниговский детинец. Борживой Достал, отмечая сходство инвентаря, писал о полной идентичности дружинных могил Киева и Чернигова погребениям в Великой Моравии[11][12][13]. Т. Г. Новик и Ю. Ю. Шевченко считают, что в случае Чернигова речь идёт самостоятельной по отношению к киевской, «черниговской династии»[10]. До появления первого известного по летописи черниговского князя Мстислава в 6532 (1024) году в Чернигове проживало около 30 тыс. человек и по площади он, возможно, превышал тогдашний Киев[14].

Марш на Чернигов. Святослав Ольгович на смертном одре

В 1024 году, после битвы при Листвене, Чернигов становится стольным градом князя Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого. Мстислав начинает перестраивать стольный град, который уже тогда состоял из детинца (кремля), окольного града и посада. При Мстиславе около 1035 года в центре детинца был заложен Спасский собор[15]. Во второй половине XI века, в годы княжения Святослава Ярославича, рост города продолжился. В это время были основаны Елецкий (1060 год) и Ильинский (1069 год) монастыри, ставшие духовными центрами Чернигово-Северской земли. В период раздробленности Руси Черниговское княжество закрепляется за династией Ольговичей (основателем династии был Олег Святославич, внук Ярослава Мудрого), за время правления которых древний Чернигов достиг наибольшего расцвета: общая площадь города — 450 га, население — около 40 тыс. жителей, что позволяет считать его одним из самых больших в то время в Европе. Черниговские владения простирались далеко на восток и юг, до Мурома (затем до Коломны) на Оке и до Тмутаракани на Чёрном море.

Чернигов упоминается в новгородской берестяной грамоте № 1004, найденной на Троицком раскопе и датируемой 1140—1160 годами: «а то гоїмере аӏже то чьрени[г]ове {с}со женою не поменю їмѧ»[16][17].

Развитие Чернигова было прервано монгольским нашествием на русские земли. В октябре 1239 года монгольское войско под предводительством чингизида Мункэ напало на Чернигов[18]. На помощь городу пришло войско во главе с князем Мстиславом Глебовичем, под стенами города развернулась жестокая битва, в которой монголы победили. 12 октября окружённый город пал. Воскресенская летопись сообщает: «и множество от вой [воинов] его избиено бысть и град взяша и запалиша огнём». После монгольского разорения значение центра чернигово-северских земель перешло к Брянску.

Брянское княжество было захвачено в 1356 году литовским князем Ольгердом.

Русское государство

По итогам русско-литовской войны (1500—1503), вследствие разгрома литовских войск в битве под Ведрошей и заключения Благовещенского перемирия, Чернигов вошёл в состав Русского государства.

Поскольку Литва не собиралась мириться с потерей Северской земли, Чернигов то и дело становился объектом литовских военных походов, которые происходили во время многочисленных русско-литовских войн. Старая деревянно-земляная крепость Чернигова, построенная ещё при Витовте в 1380 году, не годилась для обороны города и сильно пострадала во время литовского похода 1506 года, а также нападения казаков под предводительством Евстафия Дашкевича в 1515 году[19]. Чтобы город мог выполнять свою важную функцию пограничной крепости, при Василии III в 1531 году завершается строительство нового деревянного кремля-детинца с пятью высокими башнями, глубоким рвом и подземным ходом к реке Стрижень, располагавшейся на месте детинца древнерусских времён. Внутри укреплений располагались храмы, административные и жилые здания, провиантские и пороховые склады, на вооружении в крепости состояли 27 пушек, а её гарнизон насчитывал около 1000 человек.

В 1534 году гарнизон Чернигова успешно отбил попытку киевского воеводы Андрея Немировича взять город. При вылазке многие из осаждавших были убиты, а их орудия были захвачены. На начальном этапе Ливонской войны крепость пытались штурмовать литовско-русские военачальники Филон Кмита и Михаил Вишневецкий, но несмотря на разорение округи и посада взять город им не удалось. Гарнизон во главе с князем Василием Прозоровским успешно отбил оба штурма. Неудачей окончилась и попытка штурма города войском литовско-русского магната Константина Острожского в 1579 году, хотя была вновь разорена округа, в том числе Елецкий Успенский монастырь.

Курган «Чёрная могила», 1880
Чернигов на карте Чернигово-Северских земель в XV веке (из книги Стефана Кучинского «Чернигово-Северские земли в составе Литвы», изданной в Варшаве в 1936 году)

В 1604 году Чернигов открыл ворота Лжедмитрию I. В марте 1610 года коронные войска (войска подкомория Самуила Горностая) хитростью взяли город, практически полностью его сожгли и уничтожили многих жителей. По своим разрушительным для города последствиям этот погром был сопоставим с монголо-татарским нашествием. Город на более чем десятилетие сделался практически безлюдным.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать