«История повторяется»: ФСБ опубликовала документ об антисоветской политике президента США Джимми Картера
ФСБ опубликовала докладную записку №1166-А КГБ СССР в ЦК КПСС о последствиях антисоветской политики Джимми Картера. В ней сообщалось, что такая деятельность администрации президента США настораживала американские деловые круги и руководство Демпартии. Впоследствии именно он подписал секретную директиву о возможности нанесения упреждающего ядерного удара по СССР. А следующий президент США, Рональд Рейган, ещё больше разогнал гонку вооружений. Как полагают эксперты, в настоящее время Вашингтон проводит во многом схожую политику. Вместе с тем у современной России есть достаточно возможностей, чтобы противостоять ей.
- 39-й президент США Джимми Картер / Докладная записка №1166-А КГБ СССР в ЦК КПСС
- Gettyimages.ru
- © Центр общественных связей ФСБ
Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России опубликовал докладную записку №1166-А КГБ СССР в ЦК КПСС «О некоторых высказываниях представителей деловых и политических кругов США по поводу политики Картера в отношении СССР». Этот документ за подписью председателя Комитета госбезопасности Советского Союза Юрия Андропова был направлен руководству страны 16 июня 1980 года.
Как сообщалось в записке, в американских деловых кругах постепенно укрепляется мнение, что «дальнейшее нагнетание напряжённости в мире — слишком опасная игра, которая может привести к катастрофическим последствиям». Впрочем, больше всего американские компании заботили упущенные прибыли.
«Представители многих крупных корпораций США всё больше проявляют недовольство тем, что активное вмешательство администрации в дела бизнеса нарушает традиционные экономические связи, ограничивает сферу их деятельности и вынуждает бизнесменов упускать выгодные сделки», — говорится в записке.
Кроме того, внешняя политика администрации президента США Джимми Картера настораживала и руководство Демократической партии.
«В национальном комитете Демократической партии всё чаще задумываются над тем, обеспечит ли Картер демократам победу на президентских выборах. Руководство партии беспокоит то обстоятельство, что многие избиратели, как показали первичные выборы, отдают свои голоса Рейгану. Это не означает, что они ему симпатизируют: просто им не нравится Картер», — отмечается в докладной записке Андропова.
Опасная игра
Как говорится в пояснительном сообщении Центра общественных связей ФСБ, президентство Картера характеризовалось новым витком обострения советско-американских отношений.
Так, несмотря на подписание в июне 1979 года Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), в декабре того же года под давлением Вашингтона Совет НАТО одобрил размещение американских ракет средней дальности в ряде западноевропейских стран. Более того, конгресс США не ратифицировал ОСВ-II.
25 июля 1980 года президент США Джимми Картер подписал секретную директиву №59 (PD-59) о принципах применения ядерного оружия. Документом предусматривалась возможность начала Соединёнными Штатами полномасштабной ядерной войны против Советского Союза. С этой целью американский президент наделялся правом на решение об упреждающем ядерном ударе.
Спустя два месяца министр обороны США Гарольд Браун выступил в военно-морском колледже Ньюпорта с речью, которая была воспринята мировой общественностью как официальное объявление новой ядерной стратегии. Как рассказал шеф Пентагона, Картер отдал распоряжение о пересмотре политики выбора объектов для ядерных ударов по Советскому Союзу ещё летом 1977-го, то есть спустя полгода после вступления в должность президента.
По мнению Брауна, директива №59 якобы не предполагала радикального отхода от стратегической политики Соединённых Штатов, проводившейся на протяжении последнего десятилетия. По утверждению главы военного ведомства США, новая ядерная стратегия будто бы не являлась «стратегией первого удара».
«Однако разъяснения, данные министром, свидетельствовали как раз об обратном — в том, что президентская директива исходит из возможности нанесения «превентивного ядерного удара», с помощью которого США надеялись выиграть ядерную войну», — отметили в ЦОС ФСБ.
К слову, журналисты американской газеты The New York Times также расценили выступление министра обороны как готовность Вашингтона первым применить ядерное оружие даже в случае конфликта с использованием обычных вооружений.
Как заявил в комментарии RT историк спецслужб, эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Олег Матвеев, директива №59 появилась на фоне резкого обострения отношений между СССР и США. В качестве предлога для эскалации Вашингтон воспользовался таким поводом, как ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года.
Главными задачами американского руководства стали политическая изоляция и нанесение максимального экономического ущерба СССР. Курс демократа Картера фактически продолжил республиканец Рональд Рейган, пришедший в Белый дом в 1981 году. При нём конфронтация между Вашингтоном и Москвой лишь возросла.
«Будучи ярым антикоммунистом, во главу противостояния с СССР он поставил идеологические факторы, объявив нашу страну «империей зла». Чтобы измотать противника, в корне подорвать его экономику, Рейган резко взвинтил гонку вооружений, существенно увеличил оборонный бюджет и объявил о запуске дорогостоящей программы Стратегической оборонной инициативы (так называемой программы «Звёздных войн»), предусматривающей развёртывание в космосе систем противоракетной обороны», — рассказал Матвеев в беседе с RT.
Как заявил в комментарии RT руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк, агрессивный внешнеполитический курс Вашингтона в период с 1979 по 1985 год подвёл мир к порогу третьей мировой.
«В Вашингтоне не скрывали попыток выйти за рамки сложившегося стратегического ядерного паритета с СССР, поэтому принимались новые доктринальные установки, запускались дорогостоящие военные программы, развёртывались ракеты. В качестве предлога использовался ввод советских войск в Афганистан», — отметил Батюк.
Эксперт напомнил, что Соединённые Штаты «уговорили» западноевропейские страны согласиться на размещение баллистических ракет класса «Першинг» и крылатых ракет «Томагавк». Тем самым Вашингтон поставил союзников по НАТО под угрозу уничтожения со стороны ВС СССР и других стран соцблока.
Пиком роста напряжённости считается 1983-й. В январе этого года Рейган распорядился развернуть вблизи стран соцблока более 500 ракет, которые были способны поразить цели на европейской территории СССР в пределах десяти минут.
Весной 1983 года авианесущие группы ВМС США провели в Тихом океане учения, на которых отрабатывались удары по советским стратегическим объектам на Курильских островах.
А в ноябре 1983-го НАТО провело командно-штабные учения Able Archer — 83 («Опытный лучник — 83»). В ходе этих сухопутных манёвров Североатлантический альянс впервые отработал взаимодействие в режиме максимальной боеготовности с имитацией применения ядерного оружия по СССР и странам Варшавского договора.
В феврале 2021 года архив национальной безопасности США опубликовал рассекреченные документы американской разведки, посвящённые Able Archer — 83. Согласно им, в ответ на учения главнокомандующий ВВС СССР маршал Павел Кутахов приказал привести все части и соединения 4-й воздушной армии СССР в состояние боевой готовности, «которая включала подготовку к немедленному применению ядерного оружия».
Как пояснил Батюк, многие военные и государственные деятели СССР восприняли Able Archer — 83 и другие военные мероприятия НАТО того периода «как свидетельства того, что Америка и её союзники обязательно начнут ядерную войну против Советского Союза».
«Тревожная ситуация»
Как полагают опрошенные RT эксперты, администрация Джо Байдена во многом повторяет политику своих предшественников времён холодной войны. Как и четыре десятилетия назад, стратегия Вашингтона сводится к стремлению ослабить Россию посредством эскалации военно-политической напряжённости и ужесточения санкций.
«Правда, как показывают история и сегодняшние события вокруг Украины, санкции — вещь обоюдоострая, способная нанести чувствительный удар не только по экономике противника, но и по своей собственной», — отметил Олег Матвеев.
Напомним, с начала СВО наряду с торгово-экономическими рестрикциями США последовательно увеличивают масштаб учений вблизи рубежей России, налаживают в Европе военную логистику, поставляют оружие и развединформацию киевскому режиму.
Одной из последних резонансных антироссийских инициатив, которая обсуждалась в Вашингтоне и других западных столицах, было разрешение режиму Зеленского наносить удары дальнобойным оружием вглубь территории РФ.
12 сентября президент РФ Владимир Путин заявил, что положительное решение по этому вопросу будет восприниматься Москвой как вступление НАТО в конфликт.
Позже глава государства сообщил об изменении ядерной доктрины. По словам российского лидера, «в обновлённой редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию». На текущий момент США и их союзники по-прежнему запрещают Киеву использовать свои ракеты для ударов вглубь РФ.
Как полагает Владимир Батюк, Вашингтон продолжит попытки увеличить военно-политическое давление на Россию. В частности, серьёзную угрозу для РФ представляют планы США развернуть в 2026 году в Германии ракеты-перехватчики SM-6, ракеты «Tомагавк» и гиперзвуковое оружие.
«В чём-то история действительно повторяется. Как и в первой половине 1980-х годов, Америка намеревается разместить свои ракеты средней дальности в Европе и демонстрирует на учениях в Европе готовность применить ядерное оружие. Безусловно, для России это тревожная ситуация», — сказал Батюк.
По мнению эксперта, в ответ Россия может поставить под угрозу американские средства передового базирования в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе, а также на территории самих Соединённых Штатов.
«В нынешней обстановке важным преимуществом России является наличие гиперзвукового оружия. Это принципиально новая угроза, в том числе и для американских стратегических ядерных сил. На мой взгляд, это как раз во многом сдерживает Вашингтон», — заключил Батюк.