В России просят узаконить овербукинг. Что нужно знать
Минтранс не планирует легализовывать овербукинг
Овербукинг можно перевести с английского языка как чрезмерное бронирование. Он может быть техническим — когда перед вылетом воздушное судно меняют на другое, меньшей вместимости, или коммерческим — когда авиакомпания сознательно продает больше билетов, чем есть кресел в салоне. Такая практика в России распространена, но никак не регламентируется законом. Бизнес просит легализовать овербукинг, но 11 октября Минтрас в очередной раз заявил об отсутствии таких намерений. В чем плюсы и минусы овербукинга и что делать пассажиру, который с ним столкнулся, — в материале «Известий».
Как часто встречается овербукинг
• Избыточная продажа билетов — обычная практика за рубежом, где овербукинг узаконен. По статистике, небольшая часть пассажиров, купивших билеты, не является на рейс. Причинами могут быть болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, при которых пассажир вправе рассчитывать на компенсацию. При этом вакантное место в салоне не всегда удается вовремя продать. Поэтому перевозчики работают на опережение и продают билеты «с запасом».
• В России овербукинг не легализован, но активно практикуется. В 2022 году суд подтвердил факт избыточной продажи билетов лоукостером «Победа», в 2023 году в овербукинге уличили компании S7 и Аэрофлот. Перевозчики выступают с инициативой узаконить практику перебронирования в РФ уже 10 лет, но пока им не удалось добиться успеха. 11 октября Минтранс вновь отказал в легализации овербукинга, уточнив, что ситуаций, «когда пассажир приходит по купленному билету и не попадает на рейс», допускать нельзя.
Плюсы и минусы овербукинга
• Преимущества продажи двух билетов на одно кресло для компаний очевидны: таким образом они увеличивают выручку. Но перевозчики уверяют, что овербукинг будет выгоден и для потребителей, потому что позволит снизить стоимость билетов. В 2014 году таким же образом аргументировалось введение невозвратных билетов, которые лоббировали авиакомпании. Но, по мнению экспертов, снижение цен на некоторых рейсах было обусловлено скорее кризисом, а на других направлениях цены даже выросли. Компаниям же удалось за счет невозвратных билетов сократить издержки на сумму до $1 млрд в год.
• Необходимость овербукинга бизнес обосновывает тем, что часть пассажиров не приходит к вылету. Но информацию о заполняемости рейсов компании раскрывают неохотно, и у противников овербукинга есть подозрения, что перевозчики могут завышать цифры.
• В туристической отрасли к идее легализации овербукинга относятся с осторожностью и не верят, что обещанные авиаперевозчиками компенсации смогут реально возместить понесенные пассажиром издержки в том случае, если он не был допущен на самолет. Тем более что в РФ есть направления, на которых ждать следующего рейса придется несколько дней. В экспертном сообществе согласны в том, что легализация овербукинга могла бы облегчить привлечение к ответственности авиакомпаний, которые сейчас, по сути, ничем не рискуют.
• В случае перебронирования в России пассажиру могут предложить улететь следующим рейсом. В суд за компенсацией ущерба обращаются редко, а штрафы, наложенные на авиакомпании, не превышают 30 тыс. рублей, что несравнимо с выручкой за часть дважды проданных билетов.
Что делать, если столкнулся с овербукингом
• Поскольку в России овербукинг находится вне правового поля, отказывая пассажирам в посадке, компании ссылаются на «системный сбой» или «технические обстоятельства». Доказать факт овербукинга сложно, но это и не обязательно: сам факт, что человека, прошедшего регистрацию, не пустили на рейс, является доказательством того, что овербукинг был. В законодательстве прописаны штрафы за задержку вылета, просрочку доставки багажа и пассажира, но все они взыскиваются в бюджет государства. Пассажиру, чтобы вернуть деньги, нужно обратиться в суд за компенсацией стоимости билета, понесенных издержек и морального вреда.
• Для того, чтобы доказать причиненный ущерб, суду нужно будет предоставить платежные документы, билеты и письменное уведомление от авиакомпании о том, что пассажир не был допущен на посадку. Получить его можно в представительстве авиакомпании непосредственно в аэропорту. Эксперты подчеркивают, что необходимо подтвердить факт того, что пассажир прошел регистрацию, потому что в случае опоздания на рейс компенсации не предусмотрены. Таким подтверждением служит посадочный талон, также можно записать видео в аэропорту, которое сможет подтвердить правоту пассажира.
• За рубежом, где овербукинг узаконен, существует приоритет по посадке в самолет. В первую очередь на рейс попадают пассажиры, заранее прибывшие на регистрацию, обладатели премиальных билетов, имеющие статус часто летающих пассажиров, а также люди с инвалидностью и несовершеннолетние без сопровождения взрослых. В России приоритет при посадке устанавливает авиакомпания, и зачастую сложно предугадать, кто окажется за бортом. По формальным признакам, даже семью могут распределить по разным рейсам. Можно попытаться договориться с перевозчиком напрямую. Правда, в этом случае авиакомпания предложит подписать отказ от претензий.