Необычные способности Су-57 в зоне СВО: у Saab 340 и F-16 нет шансов
Ряд отечественных военно-технических Telegram-каналов опубликовал видео низковысотного прохода многофункционального истребителя-бомбардировщика 5-го поколения Су-57 сразу после взлёта с одного из тыловых аэродромов подскока ВКС России для нанесения высокоточного удара по одному из стратегически важных узлов ВСУ в зоне СВО.
Как известно, боевое крещение Су-57 в зоне СВО началось ещё в первой половине 2022-го года: экипажи задействовали машины эпизодически как в локальных операциях по нанесению ударов по РЛС дальнего радиолокационного обнаружения 36Д6 (СТ-68УМ), элементам комплексов радиотехнической разведки «Кольчуга-М» и иным критически важным узлам, так и в операциях по радиотехнической и радиолокационной разведке приоритетных направлений.
В частности, в последнем случае пилоты Су-57 смогли впервые в боевой обстановке протестировать станции предупреждения об облучении Л-150 «Пастель» уникальные бортовые радиолокационные комплексы Н036 «Белка», представленные как основным модулем обзора передней полусферы на базе активной фазированной антенной решетки, так и модулями бокового обзора Н036Б-1−01Л/Б аналогичного типа, но с меньшими мощностью и эффективной дальностью обнаружения.
С помощью Л-150 были отработаны обнаружение и идентификация работающих на излучение радиолокационных средств ВСУ, включая радары подсвета 30Н6 комплексов С-300ПС, а также 9С35М1 комплексов «Бук-М1», в то время как посредством работающих в режимах синтезированной апертуры и «воздух-поверхность» радаров «Белка» экипажи Су-57 смогли опробовать обнаружение крупных механизированных колонн ВСУ на дистанциях до 150 км и одиночных пусковых установок РСЗО на дистанциях до 70 — 80 км.
Также в составе отдельных звеньев экипажи Су-57 смогли отработать обмен информацией о тактической воздушной и наземной обстановке с целераспределением по защищённым каналам системы типа К-ДлИ, входящей в элементную базу комплекса связи К-111-Н. Было отработано применение системы обнаружения атакующих ракет, представленной 6 распределёнными по фюзеляжу ультрафиолетовыми датчиками 101КС-У.
Эти датчики способны обнаруживать зенитные, противорадиолокационные и крылатые ракеты, а также реактивные снаряды, реактивные дроны и авиацию противника по ультрафиолетовому излучению факелов их ракетных и реактивных двигателей, после чего целеуказание может быть выдано оптико-электронному прицельному комплексу 101КС-В и радару «Белка», с помощью которых пилот Су-57 сможет взять любые обнаруженные объекты на сопровождение и выполнить их перехват ракетами «Изделие-180» или Р-37М. При этом, дальность обнаружения радаром «Белка», как вы уже поняли, будет зависеть от отражающей поверхности объекта противника.
Но что заинтересовало аудиторию на видео ТК «Военный осведомитель» с проходом Су-57 над головой оператора?
Речь идёт о применении в составе боекомплекта данной машины многоцелевых тактических ракет Х-59МК2 классической модификации с круглым сечением фюзеляжа и увеличенными габаритами. При этом ракеты размещены на внешних подкрыльевых узлах подвески АКУ-58У. Между тем, известно, что концепция боевого применения истребителей 5-го поколения предусматривает размещение ракетно-бомбового вооружения преимущественно во внутрифюзеляжных отсеках вооружения. Подобная конфигурация обеспечивает машине минимальную радиолокационную сигнатуру, что снижает дальность её обнаружения радиолокационными средствами вероятного противника примерно в 2 — 3 раза, поскольку дополнительные отражающие поверхности ракет сокрыты в фюзеляже машины.
Если рассмотреть данную конфигурацию применительно к Су-57, то его эффективная отражающая поверхность со «спрятанными» во внутрифюзеляжные отсеки ракетами Х-59МК2 в малозаметной версии составит порядка 0,2 кв. м. Подобную цель переданные ВСУ самолёты дальнего обнарцжения Saab 340 AEW&C в перспективе смогут обнаруживать на удалении до 150 км на фоне земной поверхности. А ракеты Х-59МК2 в запечатлённой на видео версии подкрыльевого размещения увеличивают отражающую поверхность самолёта до 1 — 1,3 кв. В этом случае дальность обнаружения увеличится уже до 250 — 270 км, что сделает куда более сложным незаметный выход Су-57 на рубежи применения ракет Х-59МК2.
И здесь аудитория задаётся вопросом: столь ли критичны полёты Су-57 с подкрыльевыми «болванками», когда это немного не соответствует современной тактике применения истребителей 5-го поколения?
Даже учитывая имеющиеся в распоряжении противника истребители F-16AM и в перспективе самолёты дальнего обнаружения Saab 340 AEW&C, применение Су-57 с оружием на внешних подвесках вполне допустимо, поскольку F-16AM при любом раскладе не смогут обнаружить Су-57 на удалении более 75 — 80 км. Что же касается шведских «воздушных радаров» Saab 340, то даже при наличии энергетического потенциала для обнаружения Су-57 на дистанции 270 км с вооружением на внешних пилонах, толк от этих машин для противника будет невелик, поскольку для обнаружения Су-57 задолго до пуска ракет Х-59МК2 «Саабам» потребуется практически вплотную (50 — 100 км) приближаться к воздушной границе между Россией и Украиной, чтобы «заглянуть» как можно глубже в наше воздушное пространство.
В подобной ситуации Saab 340 будут мгновенно оказываться в радиусе поражения ЗРК С-300В4, С-350А «Витязь» и С-400, не говоря уже о перехватчиках МиГ-31БМ. Следовательно, действующее техническое оснащение авиапарка ВВСУ не накладывает каких-либо ограничений на экипажи Су-57 по части применения ракетного вооружения с внешних подкрыльевых узлов подвески.
Что ещё более важно, сегодня начата отработка тандемного применения в боевых условиях сетецентрического звена Су-57 — С-70 «Охотник-Б», где второй задействуется в качестве так называемого «беспилотного ведомого». Тяжелый трансзвуковой разведывательно-ударный дрон «Охотник-Б» способен передавать пилоту Су-57 информацию с бортовых комплексов радиолокационной и радиотехнической разведки, в то время как пилот Су-57 может выдать «Охотнику» целеуказание по наземной цели для применения ракет Х-59МК2, либо Х-69. Более того, в перспективе «Охотник-Б» сможет вести дальний воздушный бой с противником при удалённой коррекции со стороны пилота ведущего Су-57.