Самая ценная добыча финского ворья.Сколько никеля они в Петсамо украсть успели?
Президент Финляндии Александер Стубб считает, что захват чужого имущества — это признак правового государства. Дело в том, что был наложен арест на движимое и (или) недвижимое имущество РФ в Финляндии в размере около $5 млрд по иску украинских энергетических компаний.
Финский суд решил, что он имеет право удовлетворять украинские аппетиты за счет российского имущества. Российская дипмиссия направляла в МИД Финляндии ноту с выражением решительного протеста.
Но президент Стубб заявил по этому поводу: «Финляндия — это правовое государство, речь идет об исполнении судебного решения, а не о политическом вопросе». Очень своеобразные у Стубба представления о правовом государстве.
Удивляться этому не следует. Независимая Финляндия создавалась как государство палачей и воров. Краеугольным камнем строящейся финской государственности стала Выборгская резня — массовые убийства русских по национальному признаку 29–30 апреля 1918 г. Самым молодым жертвам этнической чистки было 12–13 лет…
Помимо этнических чисток, другой главной государственной задачей молодой Финляндии стал захват русских территорий, пока в России бушует гражданская война.
В выполнении этой задачи финны преуспели. Провалилась, правда, попытка захватить Мурманск, предпринятая финнами в 1918 г. Но и без этого их территориальная добыча была весьма изрядной.
Часть захваченной оказалась особенно ценной и в экономическом отношении. Речь идет об историко-географической области Петсамо (Печенгская область, Печенгский край, Печенгская земля, Печенга, фин. Petsamo, колтта-саам. Peäccam). Эта территория Русского Севера с 1920 по 1944 гг. была оккупирована финнами.
Финский исследователь Кари Килпинен в статье «Финский никель — на вес золота» писал об этом: «Финляндия заполучила очень ценный для страны выход к Северному Ледовитому океану, поскольку порт Лиинахамари на берегу Печенгской губы не замерзал даже зимой… Советская Россия рассматривала уступку Петсамо как вынужденную и, кроме того, временную меру».
В Петсамо затем нашли месторождения никеля, оцененные в несколько миллионов тонн.
Финны обратились с предложением заняться разработкой месторождения к канадской горнодобывающей компании «Интернэшнл Никел Кампани оф Кэнада» (International Nickel Company of Canada) и затем предоставили ей соответствующую лицензию. Согласно финскому законодательству, добычей полезных ископаемых может заниматься только национальное предприятие. Поэтому канадская компания передала лицензию дочерней организации — английской «Монд Никел Ко» (The Mond Nickel Co), которая учредила в Финляндии дочернее общество «Петсамон Никкели ою» (Petsamon Nikkeli oy). В 1937 г. началась добыча никельсодержащей руды в Петсамо. Полномочный представитель СССР в Финляндии Асмус писал народному комиссару иностранных дел СССР Литвинову: «Во всяком случае, теперь уже ясно, что англичане основательно заинтересованы в Печенге и накрепко и надолго засядут по соседству с Мурманском».
В ходе Зимней войны 1939-40 гг. в Петсамо вступила Красная армия, но по условиям мирного договора эта территория осталась у финнов.
Лишь в 1944 г. советские войска окончательно освободили эту территорию. Финнов совершенно не интересует вопрос о том, какова стоимость украденного ими на временно оккупированной ими территории металла. Они совершенно серьезно возмущаются тем, что их силой оружия лишили возможности воровать никель Печенги.
Так стоит ли удивляться тому, что президент Финляндии считает свою страну правовым государством, поскольку она российское имущество захватила? Таков уж финский менталитет, ничего не поделаешь…