Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США. Как стратегические силы РФ могут нивелировать угрозы

отметили
18
человек
в архиве
Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США. Как стратегические силы РФ могут нивелировать угрозы

Соединенные Штаты Америки выполнили очередной пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Минитмен-III» в рамках проверки боеготовности. Каков актуальный состав ядерных сил США, как они будут развиваться в ближайшие годы и какими могут быть меры противодействия со стороны России — в материале «Известий».

Что из себя представляют ядерные силы США

5 ноября 2024 года в 11:01 по тихоокеанскому времени ВВС США с западного ракетного полигона Ванденберг выполнили успешный пуск МБР «Минитмен-III». Ракета несла разделяющуюся головную часть с тремя боевыми блоками индивидуального наведения. Ее целью был полигон вблизи атолла Кваджалейн в группе Маршалловых островов. Дальность полета МБР составила около 6800 км. Пуск был плановый и проводился для контроля состояния ракет, которые находятся на боевом дежурстве, и в целом для проверки готовности ядерных сил США.

Американские ядерные силы играют, безусловно, ключевую роль в национальной безопасности США. С момента окончания Второй мировой войны Вашингтон сделал ставку именно на ядерное оружие как основной инструмент сдерживания любых потенциальных противников. Понятно, что в годы холодной войны значимый противник был один — СССР. Но сейчас ситуация изменилась, и Вашингтону противостоят и Россия, и Китай, и в клубе ядерных держав появился новый определенно антиамериканский участник — Северная Корея. И эти изменения, естественно, требуют реакции военно-политического руководства США.

Испытательный пуск американской межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-III» на авиабазе Ванденберг в Калифорнии

Фото: Global Look Press/2lt. William Collette

Ядерные силы США представлены сегодня классической ядерной триадой: межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, атомные подводные ракетоносцы с баллистическими ракетами и стратегические бомбардировщики дальней авиации. Суммарно в составе ядерных сил США в 2024 году развернуто 1350 боеголовок на 652 носителях. При этом общий запас боеголовок США составляет 6770 единиц. Структура ядерных сил у США несколько отличается от российской — за океаном гораздо большая роль традиционно отводится дальней авиации и меньшая — наземным баллистическим ракетам. Кроме того, США в последние десятилетия становятся в некотором смысле образцом унификации ракетных комплексов — на вооружении у них один ракетный комплекс с МБР и один с баллистическими ракетами для подводных лодок. В России пока ситуация иная — мы уделяем большее внимание наземным ядерным силам и у нас на вооружении несколько вариантов МБР. На флоте мы стремимся к унификации, но пока там два основных типа баллистических ракет.

Межконтинентальные баллистические ракеты США

Американские МБР сегодня — это только «Минитмен-III» с дальностью действия до 13 тыс. км. Такая ракета может применяться с двумя вариантами боевого оснащения — с моноблочной боеголовкой и с разделяющейся головной частью с тремя боеголовками. Всего в США развернуто около 400 ракет, размещенных на базах в штатах Монтана, Северная Дакота и Вайоминг. «Минитмен» вообще являются уже достаточно старыми ракетами, которые прошли несколько модернизаций, включая полную замену твердотопливных двигателей. Сейчас для переоснащения ядерных сил ведутся работы над созданием новой МБР «Сентинел», которая создается в габаритах ракет «Минитмен» и, вероятно, будет развертываться в существующих шахтах. Согласно текущим планам, США планируют начать развертывание новых ракет в конце 2020-х годов, но сроки могут сдвинуться, если программа создания и испытания нового изделия будет тормозить. В начале 2030-х годов США планируют получить новую группировку МБР в том же количестве в 400 единиц. Новая ракета будет создана «с нуля» с использованием самых современных технологий и, видимо, будет стоять на вооружении до второй половины XXI века.

Новая американская межконтинентальная баллистическая ракета «Сентинел»

Фото: Northrop Grumman

Российские РВСН противопоставляют этому мощную группировку нескольких типов МБР, которые базируются в шахтных пусковых установках повышенной защищенности и на мобильных пусковых установках. Твердотопливные и жидкостные. С обычными баллистическими боевыми блоками индивидуального наведения и впервые в мире с гиперзвуковыми управляемыми боевыми блоками. В отличие от американской наша ракетная группировка является для нас приоритетом № 1 и заметно ее превосходит.

Морские ядерные силы США

Подводный компонент американской ядерной триады представлен 14 атомными подводными ракетоносцами класса «Огайо», каждый из которых несет 24 межконтинентальные твердотопливные ракеты Trident II с дальностью действия до 11 300 км. Согласно договору СНВ-3, «Трайденты» должны нести не более четырех боевых блоков, но технически ракета может нести 10 и более легких термоядерных боеголовок. Она может применяться по скоростной настильной траектории, чем создает определенную угрозу целям на европейской части российской территории. «Трайдент» для своего времени была одной из лучших морских ракет — своего рода эталон сочетания компоновки и боевых возможностей, но сегодня с ними могут поспорить и российская твердотопливная «Булава», и российская же жидкостная ракета «Синева», которая является вообще мировым рекордсменом по энергомассовому совершенству.

Американская стратегическая атомная подводная лодка типа «Огайо» «Флорида» на базе ВМС США Диего-Гарсия

Фото: US Navy

В США уже идут обсуждения новой морской ракетной программы, но до появления новых подводных ракетоносцев пройдет не менее 6–8 лет. Программа замены связки «Огайо» — «Трайдент» будет реализовываться в 2030-е годы. К этому времени сроки годности твердотопливных «Трайдентов» истекут, и их необходимо будет менять. Российская морская часть триады приближается по своим количественным показателям к американской, и ее основная задача — нивелировать сложившееся в 1990-е годы некоторое отставание нашей морской компоненты от США.

Авиационный компонент ядерной триады США

Авиационный компонент американской ядерной триады является наиболее гибким и многочисленным по типам носителей. Тяжелые бомбардировщики могут использоваться не только для глобальных операций ядерного сдерживания, но и в любых локальных конфликтах и не только с ядерным оружием.

В число дальних бомбардировщиков США входят сегодня несколько типов самолетов. Самым заслуженным является ветеран B-52H Stratofortress — как и наши Ту-95МС, первые самолеты этого семейства родом из 1950-х годов, но до сих пор несут свою службу. Вторым типом американских стратегов является сверхзвуковой B-1B — он уже относится к поколению 1970-х годов и формально сейчас исключен из стратегических ядерных сил. Хотя фактически может нести и нес в свое время ядерное оружие. Третий тип — самый дорогой самолет 90-х — стелс-бомбардировщик B-2 Spirit. Всего в составе именно стратегических сил США сегодня около 160 самолетов, которые могут нести бомбы, управляемые бомбы и крылатые ракеты, в том числе с ядерными боеголовками.

Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-1B на авиабазе Андерсен на острове Гуам

Фото: US Air Force

В США сейчас существуют две программы развития стратегической авиации — создание нового стелс-бомбардировщика B-21 Rider и программа модернизации и ремоторизации B-52H. К середине XXI века в составе ВВС США могут остаться только эти две машины — B-21 и значительно обновленные ветераны B-52.

Российская авиационная часть триады представлена сегодня сверхзвуковыми самолетами Ту-160 и межконтинентальными носителями Ту-95МС. Ведется пополнение парка дальней авиации за счет строительства новых Ту-160М и модернизации Ту-95МС. Кроме того, у нас есть самолет класса B-1B — сверхзвуковой Ту-22М3. Ведутся работы по созданию российского стелс-бомбардировщика ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации), который в 2030-х годах должен заменить все другие типы дальних ударных самолетов и стать универсальной платформой для решения стратегических задач.

Нам есть чем ответить и есть чем обеспечить ядерное сдерживание. Сегодня в наших стратегических ядерных силах более 90% ракетных систем — это новые и новейшие ракетные комплексы. И это надежный щит.

Добавил suare suare 9 Ноября
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать