«Удар отчаяния» по Москве.Что и кто стоит за неудачной попыткой Зеленского

отметили
21
человек
в архиве

Рано утром 10 ноября 2024 г. силами объединения ПВО и ПРО были обнаружены украинские дроны, которые двигались в сторону Москвы с целью нанесения ударов по объектам гражданской и социальной инфраструктуры. Атака во многом преследовала не военные, а политические цели. В случае успеха она должна была вызвать массовое недовольство граждан России и отрицательно повлиять на имидж российского президента после его выступления на международном форуме «Валдай». Напомню, что во встрече с Владимиром Путиным 7 ноября 2024 г. приняли участие 140 экспертов из 50-ти государств, в основном представляющих страны Глобального Юга.

Согласно официальным сведениям Минобороны РФ, украинский налет начался в 7.00 мск и продолжался до 10.00. За это время всего было уничтожены 70 БПЛА. 34 дрона были сбиты над Московской областью, 14 — над Брянской, по 7 — над Орловской и Калужской, 6 — над Курской, еще 2 — над Тульской. Минобороны РФ сообщило, что основная часть беспилотников, летевших к Москве, была уничтожена средствами ПВО или подавлена комплексами РЭБ. В основном дроны были перехвачены в городских округах Подмосковья Раменское, Домодедово и Коломна.

В столичных аэродромах на время налета вводился план «Ковер», который запрещает взлет и посадку всех гражданских воздушных судов.

Надо сказать, что это была самая массированная атака украинских беспилотников на столицу РФ со дня начала специальной военной операции. Так как налет проходил в светлое время суток, то часть дронов попала в объективы смартфонов обычных граждан. Были засняты многочисленные случаи уничтожения украинских БПЛА.

На различных кадрах хорошо заметно, что в налете в основном участвовали дроны типа «Лютый». Они внешне напоминают уменьшенный турецкий беспилотник Bayraktar TB2 и по сути являются продолжением украинского проекта БПЛА PD-1/PD-2 (People's Drone — «Народный дрон»).

«Лютый» представляет собой низкоплан с двухбалочным фюзеляжем. Трехлопастной винт у дрона расположен между задними балками и является толкающим, что улучшает управляемость. Беспилотник оснащён немецким бензиновым двигателем Hirth F-23 мощностью в 50 л/с стоимостью $5 тыс. Вес «Лютого» в зависимости от снаряжения составляет 250-300 кг. Длина — 4,4 м. Размах крыльев — 6,7 м. Масса б/ч — 75 кг из которых 50 кг приходится на взрывчатое вещество. Дальность полета — 1000 км. Корпус дрона выполнен из стеклопластика (стекловолокно и эпоксидная смола) и усилен металлической сеткой с фанерой. В беспилотнике используется трехопорное шасси самолетного типа. Оно позволяет взлетать с асфальтированных автомобильных дорог. Система наведения у «Лютого» инерциальная. При необходимости корректировка маршрута производится с помощью GPS. На конечном участке используется оптическая головка самонаведения. Для транспортировки дрон может разбираться на модуль с боевой частью, часть с баком и двигателем, съемные крылья и хвостовую часть. Стоимость за единицу — $200 тыс.

Судя по многочисленным кадрам, снятым очевидцами, высота полета беспилотников на маршруте следования составляла 100-150 м. Над некоторыми населенными пунктами дроны пролетали практически над столбами с проводами, то есть на высоте 15-20 м, что значительно осложняло их обнаружение и поражение средствами ПВО.

Особенностью беспилотника «Лютый» является довольно шумный двигатель, который делает дрон заметным, а точнее «звучным» на значительном расстоянии. В годы Второй Мировой войны этот недостаток самолетов использовался для их обнаружения с помощью звукоулавливателей.

В наше время Украина широко использует современные аналоги звукоулавливателей против российских «Гераней». Под руководством натовских специалистов на территории Незалежной была создана целая сеть акустических станций. Часть из них находится в дежурном состоянии, а другая — в режиме ожидания. При появлении в воздухе характерного звука, свойственного работе двигателя БПЛА «Герань», информация о характерном шуме тут же передается на командный пункт, где с помощью специальной аппаратуры анализируется. В первую очередь происходит отделение звука работающего двигателя реального беспилотника от других звуков. В случае совпадения выделенной звуковой частоты с эталонной акустические станции автоматически из режима ожидания переходят в рабочий режим и выдают на командный пункт пеленг на беспилотник. На КП с помощью компьютеров определяется наиболее вероятная траектория полета российских дронов. Затем на их перехват на небольших автомобилях выдвигается одна или несколько мобильных групп, оснащенных тепловизорами, биноклями, зенитными пулеметами и ПЗРК, а также прожекторами напоминающими фароискатели.

Согласно официальным публикациям ТАСС, российская армия имеет целый арсенал средств, которые широко применяются в зоне СВО для обнаружения артиллерийских батарей и комплексов РСЗО противника по звуку. Среди них комплекс звукотепловой артиллерийской разведки 1Б75 «Пенициллин». Он начал поставляться в российские войска в конце 2020 г. Комплекс включает в себя звукоприемники, которые размещают в определенной порядке на земле. В «Пенициллин» также входит оптико-электронный модуль с несколькими теле- и тепловизионными камерами на мачте. Комплекс улавливает звуки и засекает тепловой след артиллерийских выстрелов на расстоянии до 50 км, анализирует их и в течение 5-ти секунд определяет координаты стрелявших орудий.

На вооружении российских войск находится автоматизированный звукометрический комплекс АЗК-7 «Мезотрон». Комплекс размещается в 4-х машинах. Благодаря чувствительным звукометрическим датчикам, он способен с высокой точностью различать акустические портреты разнородных артиллерийских систем.

Еще одна новинка, которой, по информации журнала «Арсенал Отечества», пользуются военнослужащие РФ в зоне СВО, — специальное программное обеспечение для смартфонов. После его установки в мобильные телефоны 4 звукометриста могут располагаться на расстоянии нескольких километров от ЛБС в заранее выбранных местах. Свои точные координаты они определяют с помощью установленного в гаджет навигатора. Современные «слухачи» фиксируют звук от артиллерийских систем и пусковых установок РСЗО противника. Вся информация в режиме реального времени передается на КП, где с помощью компьютера лишние шумы отфильтровываются. Точные координаты стрелявшего орудия рассчитываются с учетом погоды.

Наличие у РФ различных высокоэффективных систем по улавливанию звуков и определению с их помощью точных координат артиллерийских систем противника позволяет создать относительно недорогие средства обнаружения беспилотников. Работать такая система будет эффективно только в одном случае — если будут созданы рубежи ПВО.

Из открытых источников хорошо известно, что для обнаружения БПЛА самолетного типа большой дальности используются РЛС, а для их поражения — преимущественно ЗРПК «Панцирь-С» и станции РЭБ. Перехват дронов осуществляется непосредственно при их подлете к обороняемым объектам, будь то город, важное предприятие, в/ч и т.д. По сути, речь идет об объектовой ПВО. В СССР дополнительно к объектовой существовала ПВО страны, в состав которой входили противовоздушные рубежи.

Появились они после того, как в 1 мая 1960 г. самолет Lockheed U-2, пилотируемый Ф. Пауэрсом, был сбит над территорией СССР в районе Свердловска (ныне Екатеринбург). В соответствии с приказом главнокомандующего Войсками ПВО страны с 6 по 19 сентября 1960 г. был создан зенитный ракетный заслон из 55-ти дивизионов С-75 протяженностью 1340 км от Сталинграда до Орска и полигона Сары-Шаган. К началу 1962 г., согласно решению Военного совета Войск ПВО СССР, был сформирован 2-й зенитный ракетный рубеж от Красноводска до Аягоза протяженностью 2875 км. Чуть позже формируется рубеж Рига — Калининград — Каунас в составе 20-ти дивизионов С-75 и 25-ти дивизионов С-125, а также разворачивается 48 дивизионов на рубеже вдоль Черноморского побережья по линии Поти — Керчь — Евпатория — Одесса.

Определенного внимания заслуживает опыт Национальной Народной армии ГДР. В начале 80-х гг. XX в. в воздушное пространство Германской Демократической Республики с территории ФРГ с разведывательными и иными подрывными целями стали массово залетать спортивные самолеты типа Cessna. Чтобы пресечь непрекращающийся рост воздушных нарушений границы, руководство ГДР приняло решение создать рубеж на границе с ФРГ. Для этого на пограничных заставах были построены вертолетные площадки и домики для дежурных экипажей вертолетов. При появлении со стороны Западной Германии потенциального нарушителя границы, а это, как правило, были спортивные самолеты типа Cessna, вертолеты взлетали и пресекали попытку прорыва через пограничный рубеж.

Использование на рубежах ПВО специально оборудованных вертолетов и небольших спортивных самолетов типа Як-52 для перехвата БПЛА во многом могло бы решить проблему прорыва украинских дронов вглубь территории РФ.

Заслуживает внимания и зарубежный опыт по установке на беспилотные привязные аэростаты автоматических РЛС. США разработали комплекс JLENS который способен видеть наземные цели, крылатые ракеты и дроны на дальности 225 км, а воздушные цели — до 500 км. Аэростат длиной 74 м может подниматься на высоту до 4,5 км и решать задачи ПРО. Польша в 2024 г. закупила у США аэростатную систему воздушной и наземной радиолокационной разведки ASRR (Airspace and Surface Radar) состоящую из 4-х привязных аэростатов с комплектами аппаратуры на общую сумму примерно $1,2 млрд. Аэростаты будут нести боевое дежурство вдоль границы с Калининградской областью. В свою очередь, Израиль разместил на 2-х аэростатах ряд элементов РЛС ПРО и использует по одному из них на севере и юге страны.

Если речь идет о применении аэростатов недалеко от линии боевого соприкосновения, то, естественно, аэростаты очень уязвимы. Но, если их использовать в качестве летающей платформы для радиолокационной аппаратуры или аппаратуры РЭБ на расстоянии 100-150 км от передовой, то живучесть этих летательных аппаратов значительно возрастает. Кроме того, если оболочку аэростата изготовить из материала способного в случае пробития самостоятельно затягиваться, то можно с уверенностью сказать, что аэростаты окажутся востребованными. Во всяком случае, в годы Первой Мировой войны до появления зажигательных пуль уничтожить аэростат было крайне сложно. В 1916 г. для борьбы с ними пришлось даже разработать ракеты для самолетов, названные в честь французского летчика-изобретателя «Le Priеur». В годы Великой Отечественной войны на территории Москвы от огня немецких истребителей аэростаты заграждения защищали 37-мм зенитные орудия.

В наши дни в связи с угрозой размещения крылатых ракет США в Германии и в целом значительном росте агрессивности стран НАТО вопрос о создании рубежей ПВО от Крыма до Санкт-Петербурга встает с особой остротой. Поэтому комплексное использование проверенных временем тактических приемов в организации ПВО может во многом помочь решить проблему проникновения БПЛА самолетного типа вглубь территории РФ, а в перспективе не допустить возможных ударов крылатыми ракетами большой дальности во внутренние районы страны.

Добавил Kalman Kalman 14 Ноября
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать