Жительница Черновцов: Мы все чаще вспоминаем, что в дружбе с Россией было хорошо…
Продолжаем рассказ о настроениях населения разных украинских регионов. Сегодня уделим внимание Черновцам — городу на западе Украины, расположенному недалеко от молдавской и румынской границ. Это центр одноименных области, района и городской общины, а также исторической местности — Буковины.
Название последней происходит от слова «бук»: здесь много буковых лесов, в которых селились православные жители. Другое название местности: Зеленая Русь. Так что земля русская.
В настоящее время она разделена на две части, южную и северную. Южная Буковина включает румынский жудец Сучава, а Северная — Черновицкую область. Этническая картина такая (по переписи 2001 года): украинцы (75,0%), румыны (12,7%), молдаване (7,3%), русские (4,1%), поляки (0,3%), белорусы (0,2%) и евреи (0,2%).
В самих Черновцах проживает 265,5 тыс. чел. (2022 год). Национальности, согласно той же переписи, следующие: украинцы — 79,9%, русские — 11,3%, румыны — 4,5%, молдаване — 1,6%.
Черновцы — большой промышленный, научный и культурный центр. Здешняя промышленность включает 10 отраслей, представляющие 70 больших предприятий. В городе много памятников культуры и архитектуры. Гордость Черновцов — университет, основанный в 1875 году. В советские годы он входил в число 5 украинских вузов, имевших университетский статус.
О родном городе нам рассказывает выпускница этого учебного заведения по имени Ирина. По происхождению она наполовину румынка, наполовину русская. Родом отсюда, здесь прошли ее детство и юность. Здесь вышла замуж и родила дочь. Потом долгое время проработала в Киеве техническим редактором в одном из НИИ. В начале 2024-го вернулась в Черновцы, чтобы помогать дочери, которая осталась одна с двумя маленькими детьми. Это случилось после того, как на улице люди из ТЦК схватили и отправили на фронт ее мужа, зятя Ирины.
— Это был просто кошмар, — вздыхает наша собеседница. — Зятю 32 года, он занимался ремонтом компьютеров в одной из фирм, довольно успешной. Потом фирму захватили рейдеры, говорят, из команды черновицкого мэра. Это произошло вскоре после начала СВО, когда под ширмой войны рейдеры от власти начали многие бизнесы отжимать. Приходили под видом комиссий с оружием, заявляли, что фирма не готова к военному положению. Типа или бомбоубежище не в порядке, или пожарная охрана, или что-то еще. Что-то в этом роде. Владельцы пугались, соглашались, уступали давлению, потому что оно было очень сильное, а число работников уменьшалось. Иногда и вообще некому было работать, потому что людей на фронт забирали. Безработица резко увеличилась…
Короче, обогатились наши власти неплохо, как, впрочем, и в других местах, насколько я знаю. А мой зять стал безработным. Поэтому решил сделаться кустарем-одиночкой. И попался на этом «помощнику» ТЦК.
Здесь поясним, что т.н. «добровольные помощники ТЦК» — это чаще всего всякого рода проходимцы и люмпены, а иногда просто уголовники, заключающие договора с военкомами на поиск военнообязанных. Ради процента за улов они, как и сами тэцэкашники, прибегают к различным ухищрениям. Например, получив в ЖЭКах информацию о жильцах, ходят по домам и квартирам, прикидываясь дворниками, сантехниками или контролерами электросчетчиков. Если им открывают двери, пытаются выманить мужчин на лестничные клетки и там уже повязать и утащить в бусы. В сами квартиры пока не вламываются, но все говорят, что это не за горами.
В Верховной раде уже обсуждается соответствующая постанова, а головорезы из «Азова»* и других экстремистских организаций постоянно угрожают такими действиями. Придумывают черновицкие людоловы и другие приемы охоты на уклонистов. Например, зная, что в городе значительно увеличилась безработица, проявляют особое внимание к объявлениям с предложениями услуг, которые размещены в пабликах или просто на столбах и заборах. А потом вызывают к себе специалистов по сантехнике или установке какого-нибудь оборудования, компьютерных или других мастеров. Это ведь все, в основном, мужчины призывного возраста. Они являются по вызовам и тут же попадают в их лапы. После чего жертв «бусифицируют», даже не давая позвонить домой. Отправляют или в подвалы ТЦК, чтобы там из них военкомы выколотили взятки, или сразу в «учебку», если надежд на откуп нет. Взятки — от $ 3000 (это если сразу, на месте задержания) до $ 7000 (это уже когда попадаешь в ТЦК, и там ловцам придется раскошеливаться на дележ с остальными «коллегами»).
Так попался и зять Ирины. Причем в своем же дворе. Он развесил листки с предложениями по ремонту компьютеров на дверях подъездов, и однажды ему позвонили из соседнего дома и пригласили для починки ноутбука. Ничего не подозревая, мужчина отправился туда — и сразу был схвачен. Оказалось, все это придумал сосед — алкоголик, с которым они с детских лет были знакомы. Денег у парня не оказалось, и его сразу отправили в «учебку», а оттуда — на фронт.
— Я так была возмущена! — говорит Ирина. — Встретила этого подонка, соседа, я ведь его тоже с детства помню. Ах ты, говорю, сволочь, как ты мог так поступить? А он мне: «А ваш Петро мне когда-то плохо компьютер починил. Чего-то там не доделал и разозлил меня. И вообще и он, и вы — российско-мовные. Вот теперь нехай идет Украину захищать. А ты, тетка Ирка, ко мне не лезь, а то вдарю». Представляете, во что людей эта нацистская пропаганда и эта сволочная власть превратили? Ну что я могла с ним поделать? Плюнула ему под ноги и ушла…
Подобные случаи в Черновцах далеко не единичны. Наоборот, они давно стали массовым явлением. О них люди гневно пишут в СМИ и соцсетях, возмущаются в частных разговорах. Новобранцев хватают где ни попадя — в улицах, в кафе, на остановках общественного транспорта, даже в общественных уборных. Несколько пользователей чатов поведали, что стали свидетелями подобных захватов, случившихся в туалетах подземных переходов. Оказывается, тетки, взимавшие плату за вход, договаривались с патрулями ТЦК, дежурившими неподалеку, и сообщали им, когда в туалет заходили мужчины. Одного из таких бедолаг нелюди потащили в бус со спущенными штанами. Когда он закричал: «Дайте хоть штаны натянуть!», те заржали и сказали, что так лучше, потому что не сбежит.
— Это и смех, и грех, конечно, — вздыхает Ирина. И тут же поправляется. — Хотя какой тут смех? Грех, сплошной грех этой мерзкой власти и всего этого «патриотического» быдла, которое у нее на прикорме. Его столько расплодилось! А ведь раньше Черновцы были таким культурным, душевным, я бы сказала, городом. Никакой национальной вражды здесь не было, потому что здесь жили представители разных народов. И, что самое главное, уживались!
В Черновцах военкомы день ото дня все больше свирепеют. Не так давно они даже перекрыли городской рынок и принялись «приходовать» всех мужиков подряд, даже тех, у кого были документы на отсрочку. А еще схватили и увезли в неизвестном направлении 21-летнего парня, который вообще не подлежал мобилизации. Теперь родители не знают, где его искать. Об этом сообщила его адвокат.
Что касается отношения черновчан к СВО, то, по убеждению Ирины, с каждым днем все большее их количество становится морально готовым к приходу России. Даже если это сразу не видно не наметанным глазом, то, что называется, «чувствуется в атмосфере». Этому способствуют, в первую очередь, бесчинства рекрутеров, а за ними — экономическая «яма» и непомерная коррупция. То есть то же самое, что называли и наши респонденты из других городов. Это зараза всеукраинская. Но есть и одно отличие от общей картины. Это национальные настроения.
— Понимаете, у нас очень много румын и молдаван. Многие из которых, впрочем, похожи на румын. Хотя многие из них и пишут себя украинцами, но сути дела это не меняет. Вообще на Буковине румынское нацменьшинство большое и деятельное. И оно все больше возмущается украинской хунтой, а не Россией. И не только из-за ТЦК. Например, из-за того, что силовики издеваются над замечательным митрополитом Лонгиным, настоятелем Банченского монастыря УПЦ, глубоко больным человеком, приемным отцом 400 детей. Его таскают по судам, грозят огромными сроками лишь за то, что он против ПЦУ и раскола. Владыка Лонгин — румын по происхождению. И многие его прихожане румыны. Они выступают за переход в Румынскую Православную Церковь, если власть полностью закроет УПЦ. А что касается украинского «патриотизма», то он у наших румын и молдаван тает на глазах из-за всех пакостей поганцев с Банковой и местных деятелей. О русских уже не говорю — им хочется встретиться со своими. Конечно, всякие есть, но я — о тенденции. Она — положительная! У нас же жива историческая память. И она говорит нам все отчетливее: Россия, как и СССР, не будет ущемлять прав национальных меньшинств. Россия Церковь гнать не будет. И с фашистами-нацистами уличными разберется. Все громче говорит нам так голос памяти…
*Террористическая организация, запрещена на территории РФ