Бенефициары. Падение Сирии может стать толчком для большой войны на Ближнем Востоке
Еще месяц назад ничто не предвещало, что в Сирии могут произойти радикальные перемены. Но 27 ноября 2024 г. протурецки настроенные боевики из запрещенных в РФ группировок «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Сирийская национальная армия» начали операцию в провинции Идлиб под названием «Сдерживание агрессии». Через 2 дня практически без боя под их контроль перешел второй по величине город Сирии Алеппо. 5 декабря пала Хама. Ночью 8 декабря отряды вооруженной протурецкой оппозиции, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийских вооруженных сил, вошли в Дамаск. Власть в Дамаске захватили члены запрещенной в РФ террористической организации «Хайят Тахрир аш-Шам» под руководством Абу Мохаммедом аль-Джулани. Президент страны Башар Асад вынужден был покинуть столицу и вместе с семьей вылетел в Москву.
Сирийская провинция Идлиб – это место, куда с 2015 по 2018 гг. под патронажем российского Центра по примирению враждующих сторон и при участии Турции свозили отряды радикально настроенных сирийских боевиков. Анкара тогда обещала, что они сложат оружие и будут заниматься обычной хозяйственной деятельностью. Но всё оказалось не так. В Идлиб пошли серьезные деньги от арабских и турецких радикальных исламистских фондов. Анклав начал быстро развиваться, но не столько хозяйственно-экономически, сколько в военном отношении. В Идлибе шло формирование боевых отрядов, туда скрытно доставлялось оружие. Боевиков обучали использованию дронов и тактике ведения современной войны с учетом боевого опыта на Украине.
Для внезапного нападения был выбран благоприятный момент. Россия оказалась занята в зоне СВО и не имела свободных сухопутных сил для отправки в Сирию, чтобы помочь правительству Асада. Понимая это, Дамаск сделал ставку на Тегеран, но ошибся, так как Иран понес серьезные потери во время последних столкновений с Израилем, о которых речь пойдет ниже.
В ходе наступления боевики широко использовали тактические приемы периода Второй мировой войны, получившие название «молниеносная война». В 1941 г. части вермахта стремительно продвигались по советской земле. Немецкие механизированные колонны, не предпринимая лобовых атак, обходили укрепленные города и позиционные районы. Их цель была понятна — перерезать тыловые пути снабжения попавших в окружение советских частей и, не сбавляя темпа, двигаться вперед. Соединения Красной армии, оказавшиеся в котлах, как правило, уничтожались немецкими войсками второго эшелона. В 1944-45 гг. эту же тактику успешно применяли советские части, окружая и громя вермахт и почти без остановки стремительно двигаясь к Берлину.
И сегодня протурецкие боевые отряды малыми группами на джипах и других быстроходных машинах не стали вступать в лобовые столкновения с сирийскими правительственными войсками, а обходили города и укрепрайоны, оставляя часть сил для блокирования дорог и изоляции окруженных районов. Затем они продолжали стремительное продвижение вперед. Малые высокоподвижные группы быстро и эффективно маневрировали, что значительно усложняло применение против них сирийской авиации и артиллерии.
Сирийские части, оказавшись в котлах, были лишены всякого управления со стороны сирийского Генштаба. Поэтому они не стали оказывать протурецким боевикам вооруженное сопротивление. Чаще всего они разбегались, бросив оружие и форму, или переходили на сторону противника.
Причина такого необычного, на первый взгляд, поведения сирийских военных кроется в экономической ситуации в стране и системе комплектования армии. Введенные странами Запада санкции против правительства Башара Асада привели к тому, что в Сирии сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация. Основные месторождения нефти на северо-востоке страны оказались под контролем американских военных и курдов. Внешняя торговля была сведена к минимуму. Обычные лекарства оказались в дефиците и стоили баснословно дорого. В результате военнослужащие по контракту и срочники часто не получали денежное довольствие, живя впроголодь.
Еще одна причина бездействия армии — утрата управления войсками. Вероятнее всего, за ней стоит подкуп генералитета, а также высшего командного состава из окружения Асада. Мы все хорошо помним, как в свое время в Ираке генералы из Национальной гвардии Саддама Хусейна предали его в обмен на чемоданы с долларами, британские паспорта и недвижимость в Лондоне.
Чтобы привлечь инвестиции, Башар Асад с помощью России пытался найти общий язык с богатыми арабскими странами, такими как Саудовская Аравия, но это вызывало сильное раздражение со стороны Тегерана. В результате экономической блокады и отсутствия денежных средств, в первую очередь свободно конвертируемой валюты, уровень жизни простых людей был крайне низок. По данным ООН, с начала гражданской войны в Сирии в 2012 г. погибли более 240 тыс. человек. Беженцами стали 4 млн граждан, а ещё 7,6 млн получили статус перемещённых лиц. В гуманитарной помощи на данный момент нуждаются более 12 млн человек.
Важную роль в сирийском кризисе сыграл и сам Башар Асад. Он относится к религиозной группе алавитов, которые, с одной стороны, являются мусульманами (шиитами), а с другой стороны признают христианские ценности. Алавиты составляют лишь 12-15% населения страны.
Клан Асада с 1980 г. по 2010 г. полностью контролировал нефтяной сектор в Сирии. Благодаря грамотному распределению средств и должностей, ему удавалось сохранять баланс различных религиозных конфессий и национальных групп в Сирии, но затем всё изменилось.
В 2012 г. под видом «борьбы за демократию и права человека» начались вооруженные столкновения между правительственными войсками и различными оппозиционными группировками. До 70% нефтяных месторождений перешли вначале под контроль группировки «Свободная сирийская армия» (ССА), а затем «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). С 2020 г. основные месторождения нефти Сирии оказались под контролем поддерживаемых США курдов и проамерикански настроенных боевиков. Страна долгое время жила благодаря различным гуманитарным поставкам продовольствия и медикаментов из Ирана и России.
В то же время среди чиновников и генералитета, приближенных к президенту Асаду, процветала коррупция, что вызывало обоснованное недовольство у многих простых сирийцев. Надо признать, что недовольных сирийские спецслужбы арестовывали и отправляли в тюрьмы. Основные из спецслужб — Главное управление безопасности (GID), Управление политической безопасности (PSD), Военная разведка (MID) и Военно-воздушная разведка (AFI). Несмотря на наличие мощного блока силовиков, подавить коррупцию Асад не смог, так как это вызвало бы государственный переворот, который организовали его бывшие «сторонники» и «соратники» из близкого окружения.
Всё, что оставалось президенту Сирии, — надеяться на то, что в критический момент Иран пошлет в Сирию своих добровольцев, а Россия направит дополнительные боевые самолеты.
Если анализировать план вторжения протурецки настроенных вооруженных отрядов оппозиции в Сирию, то многое говорит о том, что он разрабатывался в турецком Генштабе. Это косвенно подтвердил и сам президент Турции Реджеп Эрдоган, когда после падения Хомса заявил турецким СМИ: «Этот марш оппозиции продолжается. Идлиб, Хама, Хомс и, конечно, цель — Дамаск».
Более того, есть серьезные основания полагать, что действия вооруженных отрядов протурецкой оппозиции тесно координировались с действиями Израиля. И как это часто бывает, за теми и другими стоял Вашингтон.
После того, как Дамаск пал, Израиль тут же аннулировал все соглашения с Сирийской Арабской Республикой и ввел на её территорию две бригады в количестве 10 тыс. человек, создав буферную зону.
На одной из господствующих высот, где разместилось подразделение ЦАХАЛ, побывал президент Израиля Нетаньяху. Находясь на оккупированной территории Сирии в районе нового сирийского города Эль-Кунейтра, он заявил: «Этот крах — прямой результат наших решительных действий против «Хезболлы» и Ирана, главных сторонников Асада».
План Израиля включал в себя три различных операции. В ходе первой был нанесен мощный удар 56-ю аэробаллистическими ракетами «воздух — земля» израильского производства по территории Ирана. Во время 1-й ракетной волны были выведены из строя иранские ЗРК большой дальности. Во время 2-й волны атаке подверглись комплексы ПВО средней дальности и пусковые установки с иранскими баллистическими ракетами. В 3-й волне участвовали БПЛА, которые атаковали предприятия, производящие ракеты и топливо для них. Массированная комбинированная атака причинила ощутимый ущерб системе ПВО и ракетному производству Исламской Республики.
Вторая операция была направлена против проиранской военно-политической организации «Хезболла» в Ливане, которая из-за ракетных ударов ЦАХАЛ была значительно ослаблена и утратила свой первоначальный военный потенциал.
Третья операция была осуществлена в Сирии, где с помощью авиации и высокоточных ракет «воздух-земля» Израиль уничтожил ряд влиятельных иранских командиров, а также базы сил КСИР.
Таким образом, силы Ирана как в самой стране, так и в Ливане, и в Сирии оказались значительно подорваны и не смогли прийти на помощь Асаду.
Действия израильтян поддержали сирийские друзы. На стороне Тель-Авива выступили также отряды сирийских курдов. Сразу же после падения Дамаска они захватили крупные нефтяные месторождения аль-Танак и аль-Омар в окрестностях Дейр-эз-Зора. Здесь же находятся НПЗ и магистральный трубопровод из Катара в Турцию.
Курды давно борются за создание своего независимого государства и для этого им нужны нефтедоллары. США политически поддерживают курдов в их стремлении к независимости. Цель Вашингтона — создать государство Курдистан на исторических землях курдов в Турции, Ираке, Иране и Сирии. В Ираке уже образована курдская автономия, но она фактически бездействует. Создание курдского государства должно резко повысить роль Вашингтона на Ближнем Востоке, особенно среди мусульманских стран. Одновременно это значительно ослабит позиции Турции, Ирана, Ирака и Сирии.
Падением правительства САР в Дамаске попыталась воспользоваться ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Исламские террористы предприняли попытки расширить зону своего влияния, но были атакованы американской авиацией. Согласно информации Центрального командования вооруженных сил США (CENTCOM) 8 декабря 2024 г. стратегические бомбардировщики B-52H Stratofortress вместе с истребителями-бомбардировщиками F-15 и штурмовиками A-10 нанесли массированные авиационные удары по позициям запрещенной в РФ организации, поразив более 75 выявленных целей.
Надо сказать, что иранская разведка еще два месяца назад предупреждала правительство Башара Асада о готовящемся вторжении протурецких военных отрядов из Идлиба. Однако правительство Асада не предприняло никаких мер.
Иранское информационное агентство Fars опубликовало статью, которая объясняет, почему Иран не ввёл свои войска в Сирию.
10 июня 2024 г. рахбар (высший руководитель Ирана) Али Хаменеи встретился с Асадом, но он не воспринял должным образом предупреждение иранского руководства о подготовке вторжения боевиков в Сирию. Более того, Асад допустил стратегическую и роковую для себя ошибку, понадеявшись на обещания других арабских стран и Запада. Узнав об этом, Иран решил не вмешиваться, но до последнего пытался убедить Асада. Для Тегерана утрата Сирии означает провал геополитического плана «шиитского пояса», который проходил из Ирана через Сирию в Ливан.
На днях американское издание The Washington Post сообщило, что Вашингтон обещал Асаду снять санкции в обмен на отказ сотрудничать с «Хезбаллой», а по сути, с Ираном. Президент Турции Эрдоган требовал от Асада начать войну с курдами и вернуть часть беженцев из Турции в Сирию, на что Асад также не согласился.
По сообщениям российских СМИ 25 июля 2024 г. через две недели после встречи с духовным лидером Ирана Башар Асад побывал в Москве. Согласно официальной информации, он был принят Президентом РФ Владимиром Путиным и просил финансовую и экономическую помощь. Можно предположить, что он также хотел заручиться военной поддержкой России, как говорят «на земле», но Москва (если такая просьба действительно была), скорее всего, ответила отказом, мотивируя проведением СВО (что соответствует действительности).
Если говорить о последствиях для России падения правительства Асада, то ей, скорее всего, придется оставить Сирию. Ни Вашингтон, ни Турция не заинтересованы в сохранении российского военного присутствия не только в стране, но и в регионе.
Надо признать, что уход российских войск помимо ощутимых репутационных потерь создаст и определенные логистические сложности. Сирийский аэродром Хмеймим — это авиабаза, через которую шло снабжение российских военных и ЧВК на африканском континенте, и теперь России придется выстраивать другие логистические цепочки.
Интересная деталь, что согласно информации российских СМИ прошедшие 1-3 декабря 2024 г. демонстрационные учения ВМФ и ВКС РФ в восточной части Средиземного моря имели целью не столько отпугнуть протурецкие оппозиционные вооруженные отряды от Алеппо и Дамаска, сколько продемонстрировать США возможности российского высокоточного и гиперзвукового оружия и таким образом добиться от Вашингтона запрета Киевскому режиму использовать ракеты ATACMS по международно признанным территориям РФ (на сегодняшний день обстрелы прекратились).
Еще один важный вопрос, который может возникнуть в случае вывода ВС РФ из Сирии, — это условия, на которых произойдет эвакуация. На Ближнем Востоке такой прецедент уже был. 6 июля 1972 г. президент Египта Анвар Садат потребовал в 10-дневный срок вывести все советские войска из страны, которые там находились по просьбе египетского правительства для борьбы с израильской авиацией. Причина состояла в том, что Советский Союз из-за слабости египетской армии был против начала войны Египта с Израилем и делал всё, чтобы этому помешать.
В те дни Москва вынуждена была организовать воздушный мост и морской транспортный коридор, действовавшие под охраной советских военных самолетов и кораблей. Но самое главное, Садат тогда не разрешил советским военным вывезти военную технику и вооружение, на которых они служили, а потребовал передать их египетской армии. Требование Садата Советский Союз вынужден был выполнить.
После падения правительства Асада в Сирии стоит по-другому посмотреть на идею собрать все радикальные оппозиционные группировки в Идлибе под гарантии Турции. В 2017 г. этот замысел казался верным, так как позволил остановить кровопролитие и способствовал установлению мира. Только теперь стало ясно, что уже тогда в планы Анкары сохранение мира не входило. Ввод российских войск в Сирию 30 сентября 2015 г. привел к срыву плана Эрдогана проложить крупный газопровод из Катара через Сирию и Турцию, а затем в Европу. В свое время отказ Асада проложить крупную катарскую трубу по сирийской земле стал основной причиной начала боевых действий против Дамаска. И вот теперь Эрдоган получил возможность реализовать свой замысел.
На территорию Турции из России уже заходят два трубопровода — Южный и Голубой потоки. Если к ним еще добавится мощная катарская труба, которая через Сирию и Турцию пойдет в Европу, у Эрдогана появится возможность стать хабом мирового уровня и с помощью вентиля влиять не только на Москву, но и на страны Европы. Используя протурецкие вооруженные отряды оппозиции, которые захватили власть в Дамаске, Турция уже ведет активные боевые действия с курдами и за другой сирийский природный ресурс — сирийскую нефть.
«Асад пал, а Эрдоган победил», — так прокомментировала случившееся в Сирии дочь турецкого президента Эсра. Как говорится, ничего личного. Только бизнес.