Нужно ли русским бригадам брать галицийские поля? Мнения беженцев в Перемышле
Центр украинских беженцев в Перемышле. Источник: redpost.com.ua
В продолжение рассказа о настроениях в разных регионах Украины и отношении к СВО сегодня поведаем о том, что думают украинцы в Перемышле. Правда, сейчас это польский город Пшемысль (60 тыс. коренных жителей), расположенный в 12 км от границы с Украиной, но он издавна имел русскую принадлежность.
Первые письменные упоминания о нем относятся к 981 году. Перемышль был столицей Червонной Руси — исторической области на стыке современных Украины и Польши в составе Руси Киевской. Затем стал центром удела Галицко-Волынского княжества, после чего в течение столетий его государственная принадлежность неоднократно менялась: Речь Посполитая, Монархия Габсбургов, Австрийская Империя, Австро-Венгрия, «Западно-украинская народная республика» (ЗУНР), Польская Республика, «Третий рейх», УССР, Польская Народная Республика, Республика Польша.
Карта Украины и Польши с Перемышлем. Источник: www.istpravda.com.ua
Тем не менее Перемышль упоминался еще в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (XV-XVII вв.). Хотя враги нашего государства постоянно пытались уничтожить в нем все русское. Так, литовский князь Ягайло отобрал у православных и передал католикам собор, возведенный ещё в XI веке при русском князе Володаре Ростиславовиче, а у митрополита Галицкого были отобраны все земельные владения в пользу ватиканского епископа. Так начались полонизация и окатоличивание города. Но Москва всегда помнила о русской принадлежности Перемышля. Он был включен в перечень населенных пунктов, возврата которых требовал Иван Грозный, называя их насильно отторгнутой вотчиной Рюриковичей.
Перемышль. Крепостная стена. Источник: www. istpravda.com.ua
Перед Первой мировой войной Перемышль представлял собой крепость с 45-километровым внешним кольцом. Там размещалось 140 тыс. австрийских солдат. Сразу после начала войны в городе произошел погром, в ходе которого были убиты 44 человека, обвиненных в симпатиях к России. Поэтому русские войска считали своим долгом овладеть Перемышлем. В ходе Галицийской битвы (август-сентябрь 1914 года) они заняли почти всю восточную Галицию и Буковину и осадили австрийскую крепость. Русская армия взяла ее в марте 1915 года.
Галицийская битва. Источник: kbpravda.ru
После этого в Перемышле состоялись торжества в честь победы русского оружия, большое празднование и шествия с портретами царя. Гражданское население, как сообщал очевидец, «виватами и возгласами давало выражение своим чувствам». Через день победу праздновало и все русское население Львова. Вскоре Перемышль посетил император Николай II. Но, к сожалению, спустя некоторое время город опять был отвоеван австрияками. Русским (точнее, украинско-советским) он вновь стал в составе УССР после присоединения Западной Украины в 1939 году. В 1945-м по решению Советского правительства был передан Польской Народной Республике.
Брала русская бригада
Галицийские поля.
И достались мне в награду
Два кленовых костыля.
Из села мы трое вышли,
Трое первых на селе.
И остались в Перемышле
Двое гнить в сырой земле…
Эта народная песня стала в каком-то смысле символом всей Галицийской битвы. А Перемышль, в свою очередь, — олицетворением подвига и самопожертвования русского народа и реквиема по многим жертвам, принесенным в борьбе за освобождение Галиции. Или, как называют ее сейчас в Незалежной, — Галичины. Сегодня нам интересно средоточие в нем беглецов от СВО. И их мнения по поводу того, возможна ли новая Галицийская битва на этих землях и насколько она необходима.
Но прежде чем дать слово нашим респондентам, упомянем еще, что Зеленский в июле 2022 года присвоил Перемышлю почетный знак «Город-спасатель» «за проявленные гуманизм, милосердие и солидарность с украинским народом, всестороннюю помощь гражданам Украины, которые вынужденно покинули Родину в результате вооружённой агрессии». Сейчас он, стремящийся вернуть из-за кордона и стариков, и молодых для отправки на убой, вероятно, сожалеет о своем шаге. И предпринимает все усилия, чтобы выманить из Польши всех мужчин, способных и не способных держать оружие. Однако беженцы, образно говоря, показывают ему большой кукиш, да и Польша у него на поводу пока не идет.
Наши собеседники — члены одной семьи из Львова. Семья русско-украинская. Глава ее — пенсионер Михаил, уроженец Ярославля, окончивший в 1970-х киевский иняз, а затем много лет преподававший английский язык во Львовском университете. В 2014-м, незадолго до пенсии, был люстрирован в связи с «подозрениями в пророссийских взглядах». Занимался частными уроками. В 2022-м вместе с женой-пенсионеркой, дочерью-социологом по имени Галина, зятем-волонтером и внучками-школьницами перебрался в Перемышль. Оттуда можно было двинуть дальше в Европу, но они решили остаться поближе к границе. Здесь много переселенцев из разных украинских регионов, в основном, западных.
— Здешнюю диаспору можно условно разделить на три части, — говорит Галина, которая собирает данные для будущей диссертации. — Где-то 50% — озлобленные ненавистники РФ. Главным образом, это западенцы. 25% — тоже «проукраинцы», однако без фанатизма. Это те самые миролюбивые хохлы, которым главное, шоб «были гроши и харч хороший» — при любой власти. Следующие, 13% или 14%, — ассимилированные русские, для которых главное — тоже мир и спокойная личная жизнь при любом режиме. И, наконец, оставшиеся — противники нацизма. Которые, с одной стороны, желают прихода России, но, с другой, страшатся разрушений и жертв. Конечно, симпатизанты они тайные, таиться здесь нужно так же, как и на «материковой» Украине.
Свои выводы Галина делает на основе наблюдений за диаспорой, а также на основе рассказов мужа-волонтера и дочерей, учащихся в украинской школе. Они вхожи во многие семьи, обосновавшиеся здесь.
— Муж до сих пор ездит по западным областям с европейской «гуманитаркой» для местных и переселенцев с востока. У него бронь, но поговаривают, что в ТЦК могут отобрать. Это страшно. Он видит и слышит, как на Галичине все больше ненавидят правительство Зеленского, в первую очередь, за «могилизацию». За избиения военкомами людей, издевательства, даже убийства. Это основная причина быстро растущей ненависти к нему. Ну и, конечно, обнищание народа и коррупция очень наглая. Но делать выводы о том, что из-за этого бандеровский менталитет изменится и станет пророссийским, не следует. Дело в том, что Галичина — это электоральная вотчина Порошенко, который давно тут плетет свои сети. Уберут Зелю — будет «Пеця», а вместе с ним и новый всплеск ненависти к России. Единственный вариант для РФ, на мой взгляд, — победить на гребне ненависти к Зеле, до того, как Порошенко начнет пудрить социуму мозги. Но это вариант, скорее, иллюзорный…
Тем не менее, считает Галина, на западной Украине есть много людей, которые с Россией смирятся и не будут против нее устраивать партизанщину. В первую очередь это православные прихожане УПЦ. Именно благодаря им до сих пор не захвачена раскольниками Почаевская лавра, благодаря им совершаются крестные ходы и молебны, часто — с поминанием Святейшего патриарха Кирилла. Таких людей — десятки тысяч, если не больше.
— Надо пожалеть их, ну и нас, русских, — продолжает тему Михаил. — Нас ведь здесь тоже немало. У нас есть родственники, семьи… Конечно, в случае прихода сюда России бандеровщина будет «горячая». В целом по Галичине можно сделать такой вывод, хотя здесь много людей, исповедующих Православие. И, значит, отрицающих бандеровское насилие и убийства… А вообще — я не представляю, как сюда придут войска РФ. На парашютах высадятся, что ли? Им для этого надо будет пройти всю Украину, а вы сами представляете, сколько это смертей и разрушений и с той, и с другой стороны. Не дай бог. Нет, лучше оставить западенщину Польше. Пусть с рогулями-нацистами Посполита разбирается…
Наши респонденты говорят, что поляки к украинцам относятся все хуже и хуже. И виноваты в этом, в первую очередь, сами украинцы. Нередко ведут себя по-хамски, считают себя «пупами земли», которых все тут должны обслуживать.
— Может, я не прав, но России надо оставить эти земли Польше, — повторяет Михаил. — Пускай нацики с поляками пикируются, как раньше Бандера с Пилсудским. Ну а мы как-нибудь и при поляках проживем, как сейчас в Перемышле. Нет, не нужно снова русским солдатам гибнуть за галицийские поля — сейчас время иное, практически все русское отсюда изгнали. Теперь вот пытаются и Церковь добить… Даже в случае скорой победы народные торжества в этом составном «перемышле» вряд ли состоятся, как 110 лет назад. Слишком многое разделяет…