Трамп меняет концепцию. "Величие Америки" через пылающий Ближний Восток
The Wall Street Journal сообщает, что команда Дональда Трампа обсуждает потенциальные превентивные удары по ядерным объектам Ирана в свете последних событий на Ближнем Востоке, включая свержение Асада и действия Израиля против «Хезболлы» и ХАМАС.
Помимо этого, рассматриваются варианты значительного расширения военного присутствия США в регионе, включая дополнительные войска, авиацию и корабли, а также применение дополнительных военных угроз и санкций для принуждения Ирана к дипломатическим переговорам, которые должны заставить Тегеран отказаться от своих региональных интересов, в том числе и защиты национальной безопасности на дальних подступах, от сотрудничества с РФ, КНР и КНДР и в конечном итоге встать в кильватер американской политики.
Вполне вероятно, что главный вектор американской агрессии меняется, и вместо заявленной активизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе последует развернутая экспансия на Ближнем и Среднем Востоке. Логика вполне очевидна: Иран сегодня воспринимается США как «слабое звено» в цепи противников, этакий «колосс на глиняных ногах». В течение последнего полугода Израиль интенсивно провоцировал Иран, однако ответы ИРИ, которая старалась не допустить жертв среди гражданского населения еврейского государства, были оценены как слабые и неубедительные, так же, как и поддержка ключевого союзника – «Хезболлы».
Теперь, после падения Сирии, в Вашингтоне пришли к выводу, что пришло время, когда ИРИ может стать легкой добычей.
Аналогичные нарративы продвигает Тель-Авив. Так, на израильском канале 14 заявляют: «Вскоре ВВС ЦАХАЛ положат конец оси зла; наши друзья в Иране заверили США, что в случае нашей атаки Иран не даст ответ!». Журналист 12-го израильского канала Асаф Розензвайг более конкретен: «Активные ячейки Моссада и ШАБАКа сообщают и надеются, что в Иране произойдёт то же, что и в Сирии; некоторые военные перебежчики армии отключат системы ПВО или выведут их из строя».
Интерес Тель-Авива втянуть США в войну против Ирана очевиден, и данные утверждения призваны воздействовать в том числе на американское общественное мнение, которое должно обеспечить поддержку предстоящей кровавой авантюры в законодательных структурах и в медиапространстве.
В Тель-Авиве не только располагают агентурой в Иране, но и всерьез допускают возможность с ее помощью организовать антиправительственные выступления в этой стране, особенно в случае атаки на Тегеран извне. Так, израильский премьер Нетаньяху 14 декабря прямо призвал иранцев к восстанию против «режима аятолл».
В этой связи показательно интервью израильского посла в Азербайджане Джорджа Дика местным СМИ, обращенное, очевидно, не только к жителям республики, но и к иранским азербайджанцам, составляющим вторую по численности этническую группу в ИРИ. Не то чтобы они проявляли какую-то симпатию к Израилю и демонстрировали готовность выступить по его призыву, но для истеблишмента еврейского государства важно намекать на такую возможность, чтобы, с одной стороны, посеять недоверие в Иране, а с другой — добиться уверенности в возможности такого сценария у своих союзников.
Особенно Джордж Дик подчеркнул, что Тель-Авив с нетерпением ждет инаугурации Трампа: «Мы возлагаем большие надежды на администрацию Трампа и надеемся, что он сможет перейти к следующему шагу».
Причем по «следующему шагу» в США наблюдается межпартийный консенсус. Так, советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан заявляет: «Иран не должен достичь ядерного потенциала, и для обеспечения этого рассматриваются все варианты». Маловероятно, что в течение своего последнего месяца уходящая администрация развяжет новую войну на Ближнем Востоке, так что это, скорее, месседж Салливана Трампу, обещающий поддержку этой агрессии со стороны законодателей-демократов. Это удобно, поскольку ответственность за масштабную кровавую авантюру с неизвестными последствиями целиком ляжет на республиканцев и Трампа.
В общем, как израильтяне, так и американские демократы (не говоря про сионистское лобби, составляющее большинство Республиканской партии) подталкивают Трампа к участию в агрессии против Ирана и к развертыванию значительных американских сил на Ближнем Востоке, уверяя, что момент для этого идеален, поскольку Израиль сильно ослабил и «Хезболлу», и ХАМАС, а Турция организовала свержение Асада. Количество активных союзников и прокси Ирана минимально за последнее время. А уничтожив ядерные объекты Ирана, США и Израиль смогут обезопасить себя от последнего критического для них фактора и дальше спокойно додавливать Тегеран, вплоть до свержения нынешней власти и переформатирования страны в нужном для них ключе.
Убедить филосиониста Трампа несложно. Он еще в свою прошлую каденцию окружил себя врагами Ирана, а его советник Джон Болтон прямо уговаривал его атаковать ИРИ. И только иной, не столь благоприятный расклад сил на Ближнем Востоке удерживал его от этого шага.
Теперь же атака на ослабленный, как полагают в Вашингтоне, Иран может показаться более удачной идеей, чем маловероятное прекращение войны на Украине на западных условиях или «сдерживание» Китая с плохо просчитываемыми последствиями. Как самый короткий и верный путь к тому, чтобы «сделать Америку великой снова».
Но дело в том, что аппетиты Израиля сегодня не исчерпываются принудительной «денуклеаризацией» Ирана. В Тель-Авиве готовят планы войны, помимо Сирии и Ирана, сразу против нескольких стран региона, среди них — Ливан, Ирак, Йемен, Иордания. Помимо этого, высока вероятность военного столкновения с Турцией. Понятно, что ЦАХАЛ в своем нынешнем состоянии даже половину из этих конфликтов не вытянет самостоятельно. Если же США осуществят агрессию против Ирана и значительно увеличат свое присутствие в регионе, Израиль наверняка постарается их втянуть в большинство перспективных войн, и путь к «величию» может оказаться не столь легким, как это кажется сейчас в Вашингтоне.
Кроме того, не стоит рассматривать Иран в качестве беспомощной жертвы, неспособной противостоять американо-израильским атакам. Между прочим, иранские ядерные объекты расположены и укрыты таким образом, что уничтожить их одним ракетным ударом едва ли получится. Еще есть вполне обоснованные подозрения, что в распоряжении Тегерана уже имеется ядерное оружие, которое может быть пущено в ход, если над страной нависнет смертельная угроза.
И, наконец, дружественные ИРИ Россия и Китай едва ли останутся безучастными. При этом даже традиционные противники Ирана из числа «нефтяных монархий» или Турции едва ли будут заинтересованы в реализации плана «Большого Израиля», для которого ИРИ остается сегодня главным препятствием.