Guardian: "Белые ночи" Достоевского стали трендом мировых соцсетей
Достоевский стал звездой соцсетей, пишет Guardian. Его повесть «Белые ночи» взорвала TikTok и Instagram*: история главного героя произведения оказалась неожиданно близка людям всего мира. Автор статьи рассказывает, как произведение великого русского писателя взорвало интернет.
Имоджен Уэст-Найтс (Imogen West-Knights)
Сложно себе представить, чтобы повесть Достоевского «Белые ночи», написанная в 1848 году, могла обрести какую-то бешеную популярность. И всё же, история о безнадежной влюбленности стала вдруг фаворитом среди пользователей TikTok и Instagram*
Стоит только какой-нибудь вещи обрести популярность в TikTok’е, как ее начинают раскупать с неимоверной скоростью – будут брать всё, начиная от косметики до простых огурцов, которые стали, кстати, одним из самых популярных товаров компании Deliveroo вскоре после того, как в начале нынешнего года появилось вирусное видео, где предлагались рецепты «огуречного парня» Логана Моффита (Logan Moffitt). И книги здесь не исключение: скажем, такие авторы, как Коллин Хувер (Colleen Hoover) и Сара Дж. Маас (Sarah J Maas) должны благодарить за свой фантастический успех сообщество под названием BookTok. Теперь к ним присоединился Фёдор Достоевский – такого поворота никто не ожидал.
В 2024 году «Белые ночи» Достоевского – маленькая книжка в темной обложке, выпущенная издательством Penguin Classics, – заняла в Великобритании четвертое место по продажам среди переводных литературных произведений. «Один наш сотрудник, который работает здесь лет 25, предложил, давайте продадим что-нибудь необычное, — сообщила мне продавец ливерпульского магазина Pritchards Эми Райт (Amy Wright). – Ведь за последние два года определенно мы видим всплеск покупательского интереса».
Повесть «Белые ночи» знаменитого русского писателя XIX века стала «необыкновенным явлением», заявил генеральный директор лондонского книжного магазина Hatchards на Пикадилли Фрэнсис Клевердон (Francis Cleverdon): «За последний год мы продали 190 экземпляров этой небольшой книги в мягкой обложке».
«Белые ночи» продаются на BookTok и его Instagram*-аналоге Bookstagram, начиная примерно, с декабря прошлого года. Если в поисковике забить название этого произведения, написанного Достоевским в 1848 году, вы увидите сразу на нескольких страницах рецензии, цитаты и мрачноватые снимки вместе с чашкой кофе. На Spotify появились плейлисты "\White Nights под музыку Чайковского и Шостаковича. Пользователи социальных сетей со всего мира воспевают трогательную историю любви, которая описана в книге, и сокрушаются от того, что она разбила им сердца. «Ведь каждому хочется влюбиться по уши. И вот он читает “Белые ночи” Достоевского», — говорится в одном вирусном твите.
Есть определенный тип книг, которые обычно становятся популярными в TikTok: успехом пользуются романтические повести, наряду с подростковой литературой и фэнтези – в основном все эти издания выходили совсем недавно. Так почему же малоизвестная до нынешнего момента русская повесть, написанная более 150 назад, вдруг привлекла к себе внимание читателей?
Здесь есть одна важная причина успеха: в книге всего 80 страниц. "“Белые ночи” привлекли мое внимание отчасти из-за ее небольшого объема", — поделилась со мной жительница Лондона Элли Хоулетт (Ellie Howlett), которая рецензирует книги на TikTok под ником @ellisrubyreads. На платформе BookTok зачастую именно книга небольшого формата становится привлекательной, ведь она позволяет читателю, сделав лишь маленький шажок, выполнить свой годовой план по чтению, поскольку многие пользователи BookTok ставят перед собой задачу прочитать за год определенное количество книг, используя такие отслеживающие платформы, как Goodreads. Благодаря своему небольшому объему, «Белые ночи» позволяют легко погрузиться в несколько пугающую пучину классической русской литературы.
Но, помимо прочего, причина, по которой эта книга нашла в этом году отклик у такого количества новых читателей, связана с самой фабулой повести.
Однажды ночью на одной из улиц Санкт-Петербурга молодой человек (имя его писатель не сообщает) случайно встречает девушку по имени Настенька. Он очень одинок; она страдает, поскольку ждет вестей от своего возлюбленного, который вернулся из Москвы, но не дал ей знать о себе, как обещал. Рассказчик встречается с Настенькой еще два раза, и впоследствии осознаёт, что влюбился в нее, правда, она с самого начала настаивает на том, что они должны остаться друзьями. Когда же Настеньке показалось, что возлюбленный ее бросил, она вместе с рассказчиком начинает мечтать о том, какой могла бы быть их совместная жизнь. Однако возлюбленный Настеньки объявился на следующий день, и она оставляет рассказчика.
Перед нами – рассказ о человеке, который воспринимает всё очень остро и живет в каком-то вымышленном мире. «Мне уже начинает казаться в эти минуты, что я никогда не способен начать жить настоящею жизнию; потому что мне уже казалось, что я потерял всякий такт, всякое чутье в настоящем, действительном», — сетует рассказчик.
Возможно, неудивительно, что история о человеке, который ведет иллюзорную жизнь, стала настолько популярна в социальных сетях, где пользователи намеренно романтизируют свою жизнь. Склонность считать себя главным героем своей жизни, которая рассматривается как некое художественное произведение, стали называть «синдромом главного героя», и у рассказчика в «Белых ночах» он присутствует в тяжелой форме. «Мне кажется, что в этой книге описывается тот тип людей, которые, пребывая в фантазиях, думают, что они лучше всех остальных. На самом же деле они живут в каком-то своем мире — именно в этом нас хотят убедить социальные сети», — говорит 22-летний пользователь Bookstagram Маусами Авира (Mausami Avira).
И хотя «Белые ночи» нетипичны для любовных романов (а именно этот жанр, как правило, популярен в TikTok), перед нами, во-первых, – история любви, и именно по этой причине книга Достоевского привлекла многих читателей. Так, 21-летняя Наоми Филпотт (Naomi Philpott), публикующая посты в Instagram* под именем @bookish.naomi, приобрела эту книгу, думая, что это любовный роман, но когда стала читать, была удивлена. «Не совсем понимаю, почему люди считают ее любовным романом, а не повестью об одиночестве. Очень странно, что эти два понятия на самом деле смешивают», — говорит Наоми. По ее мнению, эта книга задела молодых людей за живое отчасти из-за того, что они устали от знакомств в интернет-приложениях. «Интересно вот что: люди, может быть, думают, что рассказчик и Настенька просто встречаются и ничего больше, а это само по себе романтично».
Челси Уоткисс (Chelsea Watkiss), которая публикует посты под ником @theclassiclibrarian для своих 14 тысяч подписчиков в Instagram*, считает, что читатели, ассоциируя себя с рассказчиком, соотносят себя с его потребностью – быть замеченным хоть кем-нибудь; они относятся к этому рассказу как к «поиску цели и смысла человеческих отношений после того, как человек окончательно отчаянно их лишился, и поиску способа примириться с последующей болью после того, как пришлось эти отношения отпустить».
«Чувства изолированности практически никого не оставляет равнодушным, — говорит Наоми Филпотт. – Мне не нравится, когда все это связывают с пандемией. Однако думаю, что пандемия лишь усилила чувство одиночества, поскольку какое-то время мы все были очень разобщены. И я думаю, что некоторые люди до сих пор ощущают ее последствия».
Правда, еще неизвестно, перерастет ли ажиотаж вокруг «Белых ночей» в более широкий интерес к творчеству Достоевского в интернете. Но, по крайней мере, на данный момент, по выражению одного из комментаторов под видео в TikTok о «Белых ночах», «девушки BookTok подхватывают Достоевского». «Вот так развивается литературный персонаж».
*деятельность компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
Источник:
https://inosmi.ru/20241223/dos...
Добавил Игорь Иванов 39114 9 часов 33 минуты назад
нет комментариев
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено