Переоценка арсеналов: на чьей стороне преимущество в тактическом ядерном оружии

отметили
15
человек
Переоценка арсеналов: на чьей стороне преимущество в тактическом ядерном оружии

Четыре к одному
Начать стоит с парадоксальной мысли. Несмотря на то, что опасность ядерной войны вот-вот можно будет буквально потрогать руками, особый смысл применять оружие массового поражения отсутствует. С оговорками, как всегда. Речь идет о тактическом ядерном оружии и пока только о театре военных действий на Украине. Все дело в рассредоточении боевых порядков по обе стороны фронта.Тактическое ядерное оружие (ТЯО) изначально разрабатывалось как инструмент компенсации нехватки личного состава и боевой техники. Блок НАТО в свое время очень боялся хорошо оснащенной и многочисленной Советской Армии, отчего был вынужден держать солидный арсенал ТЯО. Советский Союз, помимо всего прочего, рассчитывал на аналогичное оружие в возможном конфликте с Китаем. Тактические ядерные удары по противнику должны были выбить добрую долю личного состава, которого у китайцев было в избытке. Для всех обозначенных сценариев предполагались классические методы ведения войны с концентрацией в направлении главного удара огромного количества техники и военнослужащих. Вот по этим целям и отрабатывали тактическим ядерным оружием.

События спецоперации заставили отказаться от любого сосредоточения личного состава. Справедливо это как для передней линии фронта, так и для глубокого тыла. Поэтому, если мы говорим о применении ТЯО по украинской армии, то придется наносить целую серию ударов. В ином случае о военной целесообразности говорить не приходится – одиночный удар будет очередным политическим заявлением. Серией последовательных ударов вдоль линии фронта можно действительно основательно проредить порядки ВСУ, но с ним погибнет немало гражданских. Напомним, что сейчас большая часть событий спецоперации разворачивается на новых территориях России, то есть и мирные жители по ту сторону фронта – это потенциальные российские граждане.

Другое дело — тактическое ядерное оружие для европейских военных целей. Если НАТО открыто говорит о неизбежности войны с Россией едва ли не в текущем десятилетии, то, может быть, не стоит ждать и ударить первыми? У американцев, к примеру, одним из вариантов применения тактического ядерного оружия является «деэскалация гипотетического конфликта». Впрочем, все рассуждения о целесообразности ударов по Европе или Соединенным Штатам оставим высшему военно-политическому руководству России. Главное в этой ситуации понять, чем наши Вооруженные Силы могут неприятно удивить противника.

О запасах ТЯО России и Соединенных Штатах известно чуть больше чем ничего. В отличие от стратегического ядерного оружия, тактические боеприпасы никто друг у друга не считал. Последняя попытка ограничить ТЯО состоялась в 1991 году по инициативе Михаила Горбачева. Будучи уже в статусе президента СССР, он предложил американцам зеркально сократить тактические спецбоеприпасы на боевых кораблях, подводных лодках, самолетах и системах ПВО. Относительно последней позиции требуется пояснение. Специальные боевые части противовоздушных ракет могли использоваться для отражения массированного налета противника, а также позволяли дотянуться до спутниковой группировки противника. Вероятнее всего, немалая часть ТЯО из состава ПВО до сих пор хранится на складах.

После 1991 года история с взаимными ограничениями тактического ядерного оружия России и США покрыта мраком. Вроде бы американцы сократились с 11,5 тысяч боеприпасов до 500. Около двух сотен авиабомб типа В-61 (модификаций -3; -4; -10) сейчас в Европе – в Германии (Бюхель, более 20 ед.), Италии (Авиано и Геди, 70-110 ед.), Бельгии (Кляйн-Брогель, 10-20 ед.), Нидерландах (Волкел, 10-20 ед.) и Турции (Инджирлик, 50-90 ед.). Сотню бомб Пентагон держит в резерве. Еще сотня «Томагавков» со специальной боевой частью в распоряжении Военно-морского флота США. Только вот никто убедиться в достоверности этих цифр не может. Российское руководство декларирует одиннадцатикратное сокращение арсеналов ТЯО. С 1991 года по 2011 год запасы снизились с гигантских 22 тысяч зарядов до двух тысяч.В настоящее время, по данным издания «Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и политика», российский арсенал ТЯО предположительно включает:

– около 500 боезарядов для бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3 и фронтовых бомбардировщиков типа Су-24 и Су-27ИБ/Су-34;

– около 300 авиационных ракет и бомб морской авиации;

– около 500 противокорабельных, противолодочных, противовоздушных ракет (из них до 250 ядерных крылатых ракет морского базирования большой дальности);

– около 630 единиц боезарядов на зенитных ракетах С-300, С-400 и других системах ПВО.

Данные приведены на 2011 год.

Эскалация
Как уже говорилось выше, острой необходимости применения ТЯО на Украине сейчас нет. Чего нельзя сказать о военных объектах на территории стран НАТО. Принцип здесь достаточно простой – чем больше подразделений противника будет размещено вблизи российской границы, тем больше ядерных бомб и «Искандеров» появится поблизости. Россия априори не в состоянии на равных сражаться со всем блоком НАТО – не хватит ни людских ресурсов, ни материальных. Именно поэтому ставка делается на ТЯО. Именно поэтому в Белоруссии размещаются российские спецбоеприпасы.Противник не стоит на месте. Во-первых, активно идет наращивание производства атомных бомб В61-12 и перевооружение ими американских баз в Европе. Это высокоточная управляемая бомба в настоящее время считается самым опасным нестратегическим боеприпасом армии США. На подходе следующая модификация В61-13 с увеличенной боевой частью от 7-й версии и системой коррекции от 12-й. Мощность перспективного изделия перевалит за 340 килотонн, что позволяет рассматривать бомбу в качестве стратегического оружия.

Во-вторых, ядерное оружие постепенно приближается к границам России, что нельзя рассматривать иначе как этап эскалации. Для перебазирования самолетов-носителей и спецбоеприпасов подготовлены передовые аэродромы Польши (авиабазы Мальборк, Ласк, Минск-Мазовецкий и др.) и стран Балтии (авиабазы Зокняй, Лиелварде, Эмари). Кстати, о самолетах. В Европе числится около четырех сотен потенциальных носителей авиабомб семейства В61. Часть комментаторов говорит о том, что в России с боевого дежурства сняты ядерные ракеты для систем С-300 и С-400. Похоже, специальные изделия нашим зенитчикам самое время возвращать.

Еще одним признаком грядущего обострения являются волнения на Западе относительно дисбаланса в количестве ТЯО у США и России. За рубежом заявляют о 250 единицах ядерных боеприпасов, находящихся в распоряжении Америки. Это в два раза меньше, чем упоминалось ранее. Куда Пентагон спрятал еще 250 изделий, не упоминается. Разгоняемая история о почти десятикратном преимуществе России в ТЯО не что иное, как призыв запустить западную машину ВПК. Как можно быстрее перевооружиться на новейшие В61-12 и довести до боевой готовности 13-ю версию. Средства массовой информации работают в унисон с положениями «Обзора ядерной политики», датированного 2022 годом. Американцы в этом документе констатируют, что «конкуренты США продолжают расширять, диверсифицировать и модернизировать свои ядерные силы, одновременно усиливая зависимость от ядерного оружия».

Гонка тактического ядерного оружия официально стартовала. Она наиболее опасна по причине практически полного отсутствия контроля с обеих сторон. Пока у России серьезное преимущество, но растаять оно может за считанные годы. И вот тогда блоку НАТО очень сложно будет отказаться от соблазна нанести первый обезоруживающий удар. Тем более, что приготовления к нему уже начались.

Добавил Игорь Иванов 39114 Игорь Иванов 39114 25 Декабря
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать