«Национальное достояние» сокращает штат, сотни управленцев шокированы, но в стране много мест, где требуются мозги.
Руководство «Газпрома» планирует почти вдвое сократить центральный аппарат компании, увольнение грозит примерно 1,5 тыс. сотрудников, пишет «Коммерсант».
В письме зампредседателя правления «Газпрома» Елены Илюхиной, говорится, что текущая ситуация потребовала «исключения дублирующих функций и чрезмерных бюрократических процессов, а также оптимизации издержек на всех уровнях». Она указала, что за последние пару десятков лет аппарат администрации сильно вырос, на выплату зарплаты ему уходит примерно 50 млрд рублей в год.
Эксперты указывают, что планируемая оптимизация вполне оправданна в условиях фактической потери рынка ЕС. В настоящее время в компании работает около 500 тысяч человек, при снижении объемов выручки и прибыли такие сокращения практически неизбежны. К тому же сдвигается направление работы предприятия, усиливается ориентация на внутренний рынок, что неизбежно приведет к структурным переменам.
Следует заметить, что поначалу некоторые СМИ усомнились в подлинности письма, подписанного Илюхиной. Однако руководитель департамента информационной политики «Газпрома» Сергей Куприянов заявил изданию Forbes, что документ подлинный, однако комментариев на этот счет ожидать не стоит.
По словам карьерного консультанта, автора книги по подбору персонала Ильгиза Валинурова, оснований для беспокойства за судьбу сокращаемых сотрудников газовой корпорации нет смысла.
— Все-таки «Газпром» вкладывает серьезные деньги в обучение своих сотрудников, поэтому без работы увольняемые не останутся, к тому же речь идет об управляющей компании. Поэтому крупные предприятия наверняка будут стремиться нанять этих людей. Конечно, они будут искать работу, проходить собеседования. Но крупные холдинги, входящие, скажем, в сотню крупнейших российских компаний, вполне могут выразить заинтересованность в их привлечении.
«СП»: Это могут быть компании энергетического сектора?
— Не исключаю, что среди них будут нефтегазовые компании — «Транснефть», «Лукойл», «Роснефть» и так далее. Но вполне возможно, что этих людей примут на работу металлургические холдинги, «Норникель», «Алроса», другие добывающие предприятия. Работа в управляющей компании дает определенные знания, опыт и навыки. Бюрократия, существующая в крупных компаниях, не всегда является вредной, это часть любой большой организации, без нее не было бы порядка.
Поэтому в самом «Газпроме», возможно, есть сотрудники, функции которых оказались избыточны, но для других серьезных структур они могут оказаться очень даже полезными.
«СП»: Вряд ли они подадутся, предположим, в курьеры.
— На склады «Озона», в курьеры «Яндекса» они, конечно, не пойдут — это вполне состоявшиеся руководители. Конечно, нельзя сказать, что проблем с поиском работы у них не будет вовсе. Сейчас этот процесс у людей может занимать несколько месяцев, особенно если ты был руководящим лицом или обладавшим большой ответственностью сотрудником.
Это курьер довольно быстро найдет работу, или продавец, который отправится, скажем, в ближайшую «Пятерочку».
Офисные сотрудники нередко ищут работу месяц или даже больше. Думаю, при увольнении сотрудники «Газпрома» получат так называемые «золотые парашюты», обычно это два средних месячных заработка. Но при хорошем раскладе это может быть четыре, шесть, а порою даже 12 окладов. Так что, увольняемые точно не будут бедствовать, об этом можно не волноваться.
«СП»: В письме Илюхиной говорится о необходимости исключения дублирующих функций сотрудников. Насколько часто это явление встречается в компаниях?
— При появлении каких-то новых проектов, активов, покупке бизнеса, зачастую некоторые функции персонала раздваиваются.
Учитывая, что порой все делается в спешке, суматохе, то владельцы, топ-менеджеры не всегда успевают заметить, что одну и ту же работу выполняют двое, а иногда и трое работников. Таким образом, фонд оплаты труда раздувается. Здесь необходим систематический аудит, перепроверка инжиниринговых процессов. Причем это нужно осуществлять постоянно.
Всплывшие проблемы — не редкость в крупном бизнесе, но некоторые компании успевают это заметить и провести внутреннюю реорганизацию, а другие закрывают на это глаза и раздувают штат, мол, денег зарабатываем нормально — прибыль высокая, пусть так и будет пока.
Поэтому, действия в подобных случаях зависят от внутренней политики компании, кто-то быстрее реагирует, другие медленнее. Как видим, «Газпром» отреагировал с промедлением. Но рано или поздно это должно было случиться.
«СП»: Информация о сокращениях появилась после намеков высокопоставленных лиц, что жить нужно по средствам. Особенно если учесть статус «Газпрома», его привязку к государству. Не получится, что компания просто сократит число вакансий, а потом красиво отчитается о сокращениях?
— В любом случае у «Газпрома» сейчас открыто несколько тысяч вакансий по всей стране. Не исключено, что они сначала попытаются перераспределить по другим активам, другим регионам.
Тех, кто окажется не готов к переходу или не потянет по уровню компетенции, все-таки уволят. Когда речь идет о сокращении численности управляющей компании на полторы тысячи сотрудников, это не значит, что все они уйдут в никуда. В первую очередь, будет сделана попытка перераспределения кадров внутри самого холдинга. А дальше — в зависимости от развития ситуации.