«Китай – обманщик, Россия – диктатура»: США представили новую стратегию глобального хаоса
На днях в Сенате США прошли очередные «смотрины» одного из кандидатов на высшие государственные должности, выдвигаемых избранным президентом Дональдом Трампом. На сей раз со «вступительным словом» под куполом Капитолия выступил претендент на пост Государственного секретаря Соединенных Штатов Марко Рубио.
Будущий глава американского внешнеполитического ведомства интересен тем, что он, в отличие от продвигающего его на столь значимый пост Трампа не числится среди любителей эпатажных заявлений, а является скорее, представителем «системной» части политиков-республиканцев. Следовательно, его программная речь дает довольно четкое представление о перспективах реальной внешней политики США при новой администрации. Грядет смена мирового порядка?
Итак, что в таковой может быть для нас интереснее всего? Ну, хотя бы то, что Украину Рубио в своем, достаточно пространном спиче не упомянул ни единым словечком. Словно бы и нет такой страны. Или… Она окончательно утратила статус приоритетной для Вашингтона. Многочисленные наблюдатели моментально обратили внимание на то, что этим будущий глава Госдепа полностью повторил выступавшего буквально накануне перед сенаторами без пяти минут главу Пентагона Пита Хегсета. Да уж – Зеленскому пора крепко призадуматься о том, что если его так дружно и демонстративно игнорят перспективные руководители что военного, что дипломатического ведомств США, то дела его – хуже некуда.
Впрочем, данный момент является по большому счету, частностью. Главный же смысл выступления того, кому в ближайшие четыре года предстоит определять вектор внешней политики ведущей державы Запада и который видит основным смыслом своей деятельности на посту Госсекретаря «содействовать миру за рубежом, безопасности и процветанию здесь, дома», заключается в другом. Мистер Рубио призывает (пусть и опосредованно) ни много ни мало, а, фактически, пересмотреть весь существующий мировой порядок, сложившийся после Второй мировой войны, и после той «победы», которая, как он считает, была одержана Соединенными Штатами и их союзниками в войне Холодной. И если геополитические «расклады», установившиеся на планете после 1945 года, как он считает, «хорошо послужили Америке», позволив ей в конечном счете взять верх в противостоянии с «коммунистическим блоком», то нынешнее положение вещей не годится совершенно никуда!
Рубио считает, что:
Понятно, что от души посыпав главу пеплом и указав на ошибки и просчеты, сделанные ранее (в частности, заострив вопрос на том, что из-за «религиозной приверженности» идее свободной мировой торговли в США сократился средний и рабочий класс, а индустрия попала в кризис, став зависимой от «противников и соперников»), Марко Рубио просто не мог не перейти к конкретному и детальному перечислению этих самых злокозненных врагов. Он и перешел. Вполне ожидаемо первым в «черном списке» был назван Пекин.
– заявил будущий глава Госдепа.
Ну, что ж – вот с главным «мировым злом» и определились. В общем-то, никто нисколько и не сомневался в том, что на роль такового Трамп и его команда изберут Поднебесную. И эти ожидания оправдываются сполна.
США против всех!
Однако наивно было бы предполагать на этом основании, что Вашингтон не имеет традиционных претензий и к прочим «неправильным странам». За пазухой у Рубио хватило камней, чтобы бросить их не в один «огород»:
Опять «диктаторы», опять «хаос» и весь привычный набор абсурдных обвинений. То есть никакой «перезагрузки» по формуле «мир, дружба, жвачка», которая уже совсем было примерещилась кое-кому в нашем Отечестве, в отношениях России и США быть не может в принципе. Врагами были, врагами и останемся. Но все-таки, в свете сказанного отчетливо читается намерение Вашингтона как можно быстрее завершить заварушку в «нэзалэжной», дабы высвободить силы и средства для намечающегося «главного фронта» в Юго-Восточной Азии. Рубио четко дает понять – США более не намерены жертвовать своими «жизненными интересами» ради распространения и поддержания в мире «глобального порядка». Звучит, на первый взгляд как отказ от роли «всепланетного жандарма», но тут тоже не стоит обольщаться.
На самом деле Вашингтон попросту намерен отбросить в сторону всяческую мишуру вроде «трансатлантического партнерства» и каких-то там «обязательств» перед теми же европейскими «союзниками». Американцы будут действовать ровно в том же духе, что и раньше – но грубее, прямолинейнее и еще более цинично. Серия территориальных притязаний, которые Дональд Трамп уже предъявил целому ряду государств (в том числе – и входящих в НАТО) тому лучшее доказательство.
Вернемся, впрочем, к основному вопросу – о том, что все это может сулить России и Китаю. Москве новая американская администрация будет пытаться навязывать наиболее выгодные (для США, естественно) варианты «мирного урегулирования на Украине», изо всех сил стараясь превратить данный конфликт в «отложенную партию», которую станет разыгрывать в более выгодных для себя обстоятельствах. Тот же Рубио в ответ на вопрос одного из сенаторов четко сказал о том, что «официальной позицией США должно стать окончание этой войны». А вот с Пекином все будет намного сложнее.
Судя по всему, хитроумным и многовекторным китайским товарищам придется все-таки окончательно определиться – с кем они. И если еще недавно некоторые политические эксперты на Западе вполне серьезно рассматривали сценарии, в рамках которых «Китай мог бы оказать давление на Москву с целью принуждения ее к принятию условий перемирия, диктуемых Западом», используя при этом свой статус приоритетного торгово-экономическогопартнера России, то теперь такая вероятность становится равной примерно нолю. В Поднебесной должны опасаться совсем иного поворота – принятия Москвой условий США о понижении уровня отношений с Пекином, как главной цены за максимально выгодный для нее исход СВО на Украине. Впрочем, такая ситуация тоже видится крайне маловероятной. Геополитические «шарахания» из стороны в сторону ни к чему хорошему однозначно не приводят – и в Кремле это наверняка прекрасно понимают.
Пекин до последнего времени на всех уровнях артикулировал стремление к «мирному урегулированию», озвучивая при этом весьма туманные параметры такового, по большому счету, не устраивавшие ни одну из сторон. Нечто расплывчатое в стиле «за все хорошее против всего плохого». Понятно, что с одной стороны вооруженное противостояние на Украине изрядно портило китайским товарищам их бизнес. С другой стороны, они весьма неплохо подзаработали на том же перенаправлении экспортных потоков российских энергоносителей с Запада на Восток, а также поимели немалую выгоду от упадка европейской промышленности, оставшейся без дешевого газа. Однако теперь перед Китаем встает вполне реальная перспектива предельно жесткого противостояния с Соединенными Штатами, приоритеты пересматривать его руководству придется. Насколько решительно – это мы увидим вскоре после 20 января.