[9,5%+] Путин поручил к февралю проиндексировать пенсии на 9,5% «задним числом»: Президент РФ отметил, что инфляция в стране оказалась выше прогнозной
Социальные страховые пенсии должны быть уже к февралю проиндексированы по фактической инфляции в 9,5%. Такое поручение дал президент России Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам.
Путин отметил, что инфляция в РФ оказалась выше прогнозной — это значение используется для расчета процента повышения социальных выплат. «Предлагаю уже в январе проиндексировать страховые пенсии исходя из реальной ситуации — а именно по фактической инфляции прошлого года, то есть на 9,5%», — поручил глава государства.
Президент также поручил реализовать его решение, «что называется, задним числом». Глава государства указал пересчитать страховые пенсии с учетом повышения на 9,5% уже с 1 января, также он поручил в феврале сделать соответствующую доплату.
«Прошу правительство в самые короткие сроки принять необходимые действия для реализации этих и других решений по индексации социальных выплат и пособий», — заключил Путин.
Что известно об индексации пенсий в России
С 1 января 2025 года в России будут проиндексированы страховые пенсии — на 7,3%С 1 января 2025 года в России будут проиндексированы страховые пенсии — на 7,3%
ТАСС-ДОСЬЕ. С 1 января 2025 года в России будут проиндексированы страховые пенсии — на 7,3%. Впервые с 2016 года индексация распространится на работающих пенсионеров.
ТАСС подготовил материал о том, что известно об индексации пенсий в России.
Основные сведения
В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых Социальным фондом России (СФР), ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.
История индексации пенсий в 1990-х годах
Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР — в декабре 1990 года Тогда Верховный совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 рублей.
С 1 января 1992 года и до пенсионной реформы 2002 года минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных рублей до 185,32 рубля (с учетом деноминации 1998 года выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 годах индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного совета РФ. В 1994-1997 годах соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.
Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 года, тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза. Вызвано это было рекордным уровнем инфляции, который по итогам 1992 года составил 2508,8%.
Рост размера минимальных пенсий в 1990-е годах был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 года: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 году ($12,2 по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 рубля в 2001 году ($28,23).
Индексации пенсий в 2002-2009 годах
В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Тогда же появилась социальная пенсия: так называют регулярные выплаты гражданам, признанным нетрудоспособными (инвалидам), детям-сиротам, а также некоторым группам граждан, которые достигли пенсионного возраста, но не наработали на полноценную страховую пенсию.
Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 года была установлена в размере 450 рублей (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 года включительно она повышалась 15 раз — до 2 562 рублей (в 5,69 раза). В 2007 году базовая часть была проиндексирована трижды, в 2006 и 2008 годах — один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 года — на 36%.
Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз — минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды — в 2007 году. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.
С 2001 по 2010 года назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 рубля в 2001 году ($28,23) до 6 177,4 рубля в 2010 году ($203).
Индексация пенсий в 2010-2019 годах
В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.
В 2010-2019 годах размер страховой части трудовой пенсии индексировался 14 раз. В 2012-2014 и 2017 годах корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 и 2018-2019 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%.
Меньше всего пенсии выросли с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году правительство приняло решение приостановить индексацию пенсий работающим пенсионерам. Это было связано с ростом дефицита Пенсионного фонда. До 2024 года включительно прибавку к пенсии работающие пенсионеры получали только 1 августа, когда происходил ее перерасчет на основании уплаченных работодателем взносов за минувший год. После увольнения с работы пенсионеры получали полноценную страховую пенсию с учетом всех «пропущенных» индексаций.
По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2020 годах вырос в 2,5 раза в рублевом эквиваленте: с 6 177,4 до 15 744,6 рублей в 2020 году. При этом в пересчете на доллары США пенсии выросли на 8%: $203 в 2010 году и $221 в 2020 году.
После 2020 года
С начала 2020 года пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы семь раз. Помимо повышений с 1 января каждого года, в 2022 году была дополнительная индексация на 10% с 1 июня. В итоге в 2022 году пенсии выросли больше всего — на 19,46%. С 1 января 2024 года пенсии были проиндексированы на 7,5%, индексация с 1 января 2025 года составит 7,3%. По последним опубликованным данным Росстата, средний размер назначенных пенсий в октябре 2024 года составлял 21 070 рублей.
Индексация пенсий работающим пенсионерам
С 2016 года думская оппозиция и несколько сенаторов неоднократно выступали за возобновление индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров и вносили соответствующие законопроекты, но эти инициативы не нашли поддержки у кабмина и парламентского большинства. Сторонники возобновления индексаций указывали на сокращение числа работающих пенсионеров: многие пожилые люди переходили к т. н. теневой занятости, чтобы получать полную пенсию.
В октябре 2020 года президент РФ Владимир Путин впервые поручил правительству подготовить предложения по возобновлению индексаций пенсий работающим пенсионерам. Однако тогда новых решений принято не было.
В начале марта 2023 года министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков сообщил, что обсуждение вопроса индексации пенсий работающим пенсионерам не снимается с повестки кабмина.
7 июня 2024 года президент РФ Владимир Путин на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума заявил, что с 2025 года в России возобновится индексация пенсий работающим пенсионерам, приостановленная с 1 января 2016 года.
Соответствующий законопроект о поправках в закон «О страховых пенсиях» был внесен в Госдуму 20 июня фракцией «Единая Россия». Документ уточняет, что работающие пенсионеры получают страховую пенсию и выплату к ней в размере, установленном на 31 декабря 2024 года, без учета недополученных средств. Выплаты будут рассчитываться исходя из потенциального размера пенсии, которую человек получал бы с учетом всех индексаций с 2016 года. Согласно пояснительной записке к законопроекту, закон улучшит благосостояние почти 8 млн человек. Всего для индексации в 2025-2027 годах потребуется более 533 млрд рублей.
Закон был принят Госдумой в третьем чтении 26 июня, одобрен Советом Федерации 3 июля и подписан главой государства 8 июля 2024 года.
- Военные пенсии дополнительно проиндексируют с учетом роста цен.
- Правительству в короткие сроки необходимо принять меры для реализации решений по индексации социальных выплат и пособий.
- Прошлый год стал успешным для российской экономики.
- Ключевые макроиндикаторы находятся в положительной зоне благодаря действиям государства и делового сообщества.
- Нужно выходить на умеренную инфляцию и избегать дисбаланса в экономике на потребительском рынке.
- Замедление кредитования может создать риски для экономического роста, важно этого не допустить.
- Дефицит бюджета в прошлом году составил 1,7 процента ВВП.
- переход к модели сбалансированного роста и развитие экономики предложения;
- укрепление технологического суверенитета России;
- повышение глобальной конкурентоспособности отечественных товаров, услуг и технологий;
- развитие собственной платежной, страховой и логистической инфраструктуры;
- преодоление негативных демографических тенденций, повышение рождаемости;
- обеспечение социальной справедливости, повышение благополучия граждан с пока еще невысокими доходами.
- В прошлом году на 26 процентов выросли бюджетные поступления, не связанные с продажей нефти и газа, они составили 25,6 триллиона рублей.
- Это почти на 800 миллиардов рублей больше, чем правительство предполагало осенью.
- Для казны формируется надежная доходная база, которая гораздо меньше зависит от внешней конъюнктуры на сырьевых рынках.
- Дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в прошлом году составили 1,3 триллиона рублей.
- Это позволит сохранить объем Фонда национального благосостояния.
Президент в режиме видеоконференции провёл совещание по экономическим вопросам.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы проводим первое в этом году совещание по экономическим вопросам. Сегодня предлагаю подвести предварительные итоги прошедшего, 2024 года в том, что касается положения дел в реальном секторе, в области финансов, в том числе в бюджетной сфере.
В целом – и мы с вами уже говорили об этом – прошлый год стал достаточно успешным для российской экономики. Ключевые макроиндикаторы благодаря ответственным, просчитанным и совместным действиям государства, делового сообщества находятся в положительной зоне. Мы сегодня их ещё раз подробно рассмотрим.
Но вначале хотел бы сказать несколько слов о состоянии федерального бюджета. По оценкам, его дефицит в прошлом году составил 1,7 процента ВВП. Это приемлемый уровень, тем более на фоне положения дел в государственных финансах некоторых так называемых развитых экономик.
По оценкам, в 2024 году бюджетный дефицит по отношению к ВВП составил: в США – 6,2 процента, Франции – 6,2 процента, Италии – 3,8 процента, Японии – 3,7 процента, Германии – 2,2 процента.
Добавлю, что такой показатель, наш показатель, соответствует проектировкам, заложенным при формировании бюджета России на предстоящую трёхлетку – с 2025 по 2027 год.
В прошлом году выросли бюджетные поступления, не связанные с продажей нефти и газа: они прибавили 26 процентов и составили 25,6 триллиона рублей. Это почти на 800 миллиардов рублей больше, чем Правительство предполагало осенью. А значит, для государственной казны уже текущего года формируется надёжная доходная база, которая гораздо меньше зависит от внешней конъюнктуры на сырьевых рынках.
В свою очередь, дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в прошлом году составили 1,3 триллиона рублей. Это позволит сохранить объём Фонда национального благосостояния даже притом, что часть его средств была направлена на государственные расходы, на масштабные, системно значимые инвестиционные проекты. Таким образом, мы сберегаем потенциал, возможности ФНБ как важного стабилизирующего механизма и одновременно инструмента развития.
Повторю: важно и дальше обеспечивать стабильность, устойчивость государственных финансов. В этой связи напомню: бюджет на предстоящую трёхлетку сформирован с учётом возвращения к бюджетному правилу.
О приоритетах федерального бюджета подробно было сказано в декабре, на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, тогда же были обозначены основные задачи на текущий, 2025 год.
В их числе – переход к модели сбалансированного роста и развитие экономики предложения, укрепление технологического суверенитета России и повышение глобальной конкурентоспособности отечественных товаров, услуг и технологий, развитие собственной платёжной, страховой и логистической инфраструктуры и, конечно, преодоление негативных демографических тенденций, повышение рождаемости.
Повторю: все меры социально-экономической политики, национальные проекты и государственные программы, все наши бюджетные механизмы должны работать на решение именно этих задач.
Традиционно в числе приоритетов бюджета – обеспечение социальной справедливости, повышение благополучия граждан с пока ещё невысокими доходами.
Так, социальные выплаты и пособия в этом году будут проиндексированы на фактическую инфляцию. А она по итогам прошлого года превысила целевые значения и ожидания Центрального банка – составила 9,5 процента.
Отмечу, что инфляция оказалась и выше прогноза Правительства. На такую ситуацию, безусловно, нужно реагировать. В этой связи о чём хочу сказать отдельно?
Планировалось, что с января текущего года страховые пенсии будут повышены на 7,3 процента, то есть на тот уровень инфляции, который прогнозировался. А она, как уже сказал, как мы с вами хорошо знаем, в реальности оказалась выше. Поэтому предлагаю уже в январе проиндексировать страховые пенсии исходя из реальной ситуации, а именно: по фактической инфляции прошлого года, то есть на 9,5 процента.
Понимаю, что первый месяц года практически закончился. Поэтому прошу реализовать это решение, что называется, задним числом: пересчитать страховые пенсии с учётом повышения на 9,5 процента уже с 1 января 2025 года и сделать соответствующую доплату в феврале.
И ещё: с 1 октября прошлого года проведена индексация так называемых военных пенсий – за выслугу лет, по инвалидности и по потере кормильца. Повышение составило 5,1 процента.
Считаю правильным и справедливым в отношении военных пенсионеров также сделать дополнительную индексацию, с учётом фактического роста цен в прошлом году, причём тоже задним числом – с 1 января 2025 года.
Прошу Правительство в самые короткие сроки принять необходимые действия для реализации этих и других решений по индексации социальных выплат и пособий.
Уважаемые коллеги, уже говорил о том, что нужно выходить на умеренную инфляцию и в целом избегать дисбалансов в экономике, на потребительском рынке. Здесь важно внимательно отслеживать состояние спроса, его отраслевую структуру, а также объёмы кредитования.
В декабре динамика корпоративного кредитного портфеля серьёзно замедлилась, и в январе она складывается ниже целевых ориентиров. При этом качество выданных кредитов остаётся на высоком уровне. Доля просроченной задолженности в корпоративном портфеле, то есть кредитов компаний, бизнеса, составляет 2,6 процента, а в розничном – гражданам, физлицам – 3,7 процента. И эти показатели были стабильны в течение всего прошлого года.
В свою очередь, банковский сектор России обладает достаточным запасом капитала, он подрос за предыдущий год, чувствует себя банковский сектор уверенно, имеет необходимые ресурсы для финансирования развития отечественной экономики.
Понятно, что снижение кредитной активности может создать риски для долгосрочного роста. Мы это обсуждали не так давно на встрече с бизнесом. Важно не допускать подобных перекосов и в целом обеспечивать такое увеличение кредитного портфеля, которое необходимо для уверенной экономической динамики и при этом позволяет добиваться ориентиров Центрального банка по инфляции. Непростая задача, но к этому надо стремиться.
Обращаю внимание: нужно предметно работать с каждой отраслью, потому что общая картина может показывать нормальный рост совокупного спроса в экономике, то есть объём выданного кредита солидный, однако по отдельным секторам ситуация может отличаться.
В этой связи напомню, что в конце прошлого года на встрече с деловыми кругами, о которой я только что упоминал, мы договорились возобновить работу Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. Она активно действовала в период эпидемии коронавируса – тогда Правительство создало этот механизм, он хорошо работал, – в том числе готовила и принимала своевременные решения о поддержке предприятий, бизнеса, отраслей. Этот опыт, безусловно, надо учитывать при выстраивании отраслевой и экономической политики в целом, тем более что у Правительства сейчас появились и новые цифровые инструменты планирования и прогнозирования.
Рассчитываю сегодня услышать предложения коллег по обеспечению устойчивого развития таких отраслей, как угольная промышленность – мы тоже об этом не так давно разговаривали, – строительная индустрия, производство стройматериалов и грузовых автомобилей, а также общественного транспорта.
Также напомню о поручении, которое было выдано по итогам недавнего Совета по национальным проектам. А именно: жду от коллег из Правительства в первом квартале текущего года подготовленной программы действий по масштабной повестке структурного развития и повышения потенциала российской экономики, включая такие меры поддержки бизнеса, которые должны дать максимальный эффект для увеличения выпуска товаров и услуг.
Давайте начнём. Пожалуйста, слово Максиму Геннадьевичу Решетникову.
<…>