Контуры мирного плана по Украине постепенно начинают вырисовываться, словно всплывающая, но все еще скрытая в толще воды фигура. Громких политических заявлений по этой теме длинная на язык администрация Трампа избегает, однако в следующие две недели на этом маршруте могут появиться важные вехи. Одобрит ли их Кремль, неясно.
На прошлой неделе президент США Дональд Трамп официально назначил 80-летнего генерала в отставке Кита Келлога своим посланником по Украине и России. Почти сразу же Келлог объявил, что обсудит свой план мира на Украине с союзниками на Мюнхенской конференции по безопасности 14-16 февраля. Затем, через четыре дня, его ждут с первым и весьма долгожданным визитом в Киеве.
Встревоженный Киев ловит и тщательно анализирует каждое слово Келлога. Сам он опроверг предположения о том, что на Мюнхенской конференции будут обнародованы наметки мирного урегулирования, заявив телеканалу Newsmax: “Мирный план представит президент США, а не Кит Келлог”. И похоже, что Трампа ждет большое откровение после того, как Келлог проконсультируется с союзниками в Германии.
Однако похоже, что Трамп пытается пришпорить работу в этом направлении. Так, в субботу он заявил газете «Нью-Йорк пост», что переговорил со своим российским коллегой о прекращении боевых действий, но никаких подробностей не озвучил. Кремль отказался подтвердить факт разговора, однако пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал CNN: “Может, есть что-то, чего я не знаю”.
/
Можно было бы ожидать, что в попытке положить конец крупнейшему конфликту в Европе с 1940-х годов зазвучит изысканная дипломатическая симфония. Но вместо этого публика слышит лишь разлаженную онлайн-версию «караоке», когда нестройные голоса пытаются удержать одну и ту же мелодию.
Трамп на удивление последовательно рассуждал о необходимости прекратить боевые действия, но не высказывал во всеуслышание никакой конкретики. Допустим, он заговорил о встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским на этой неделе. Однако никакой даты пока не назначено, и такое чувство, что Трамп всего лишь импровизировал в ответ на вопрос, встретится ли его честолюбивый вице-президент Джей Ди Вэнс с Зеленским в Мюнхене. По правде говоря, мы даже не догадываемся, сколько всего происходит за закрытыми дверями. Кремль подтвердил контакты с Вашингтоном “по линии некоторых ведомств”, а советник по национальной безопасности США Майк Уолц упомянул некие частные обсуждения.
Необычно, что мирный план Келлога опубликован еще в апреле и с тех пор служит своего рода системой координат, с которой можно сверять реальные подробности соглашения. Если вкратце, план подразумевал дальнейшую военную помощь Украине лишь при условии начала переговоров и прекращения огня, за которым может последовать отправка европейского миротворческого контингента на линию фронта.
Келлог также предположил, что прекращение огня, если перемирие окажется прочным, может стать точкой отсчета для проведения выборов на Украине. Предположительный график сделки просочился на минувшей неделе в украинские СМИ: предполагается прекращение огня примерно на Пасху в конце апреля, мирная конференция и более обширное соглашение в мае, а затем президентские выборы в августе. Президент категорически отверг это, назвав вбросом. Но “сливы”, как подлинные, так и сфабрикованные, неизменно продолжатся, поскольку стороны выдвигают и отбраковывают разные идеи.
Трудно трактовать призыв провести выборы иначе, чем способ заставить Зеленского постепенно уйти в сторону и, быть может, предложить Кремлю “пряник”, чтоб усадить его за стол переговоров. Враждебность украинского лидера к Путину непреодолима: его спецоперация опустошила обширные территории Украины, а против ее граждан предположительно были совершены военные преступления (западные авторы и политики никогда даже не упоминают о преступлениях киевского режима против граждан ДНР и ЛНР, которые были изначально гражданами Украины. – Прим. ИноСМИ). У Зеленского и президента США сложились весьма напряженные отношения на первом сроке Трампа: он потребовал провести расследование в отношении семьи Байдена.
Зеленскому предстоит новый этап, когда два влиятельнейших голоса в любом мирном урегулировании откровенно не разделяют того повсеместного признания, которым украинский президент пользовался на Западе в течение трех лет.
Разговоры о выборах неизбежно вызвали домыслы в Киеве о будущем Зеленского. На прошлой неделе он раздавал пространные интервью, изливая то гнев, то тревогу, что переговоры могут состояться в обход Украины. В своем ежедневном обращении в четверг он выразил уверенность, что официального мирного плана “пока нет”. Он добавил: “Были некоторые публикации, но, опять же, может, я ошибаюсь, но я уверен, что это не официальный план президента Трампа”. Его высокопоставленные сотрудники, по собственному признанию, беседовали в последние дни с Келлогом и Уолцем. Как бы то ни было, Зеленский перестал быть непреодолимой фигурой.
По ряду опросов в преддверии возможных президентских выборов лидирует Валерий Залужный (автор пишет то “Залужный”, то “Залюжний”, то «Залзюжный». – Прим. ИноСМИ), бывший главнокомандующий ВСУ, которого Зеленский уволил в прошлом году. В настоящее время Залужный — посол в Соединенном Королевстве. Недавно были опубликованы фотографии его встречи с министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Лэмми в Киеве.
В настоящее время выборы на Украине отложены из-за военного положения. Веским аргументом в пользу этого является то, что страна находится под постоянными бомбардировками, миллионы граждан находятся на фронте или за границей в качестве беженцев, а ее агрессивный сосед активно вмешивался во все голосования в течение двух десятилетий: в таких условиях свободные и справедливые выборы невозможны до наступления прочного мира. Но даже прекращение огня могло бы обеспечить необходимую передышку и стать для Зеленского шансом сойти со сцены и дать возможность свежему лицу — без неудобного “багажа”, накопленного в ходе первого срока Трампа, — заключить обширную сделку. Залужный сможет обеспечить преданность вооруженных сил Украины, если соглашение с Москвой окажется далеким от идеала.
Но многое может пойти не по плану. Хаос перед выборами чреват неудобным или спорным результатом. Из-за хакерских атак или должностных преступлений в бюллетени могут прокрасться пророссийские настроения. Многие чиновников тревожатся за собственную судьбу из-за масштабной борьбы с коррупцией. Такая неразбериха — обычное дело в военное время, поэтому провести выборы может оказаться слишком сложно.
Вообще для этого конфликта в высшей степени характерны неожиданности. Зеленского сравнивали с Уинстоном Черчиллем наших дней: он неожиданно придал Западу столь необходимый моральный стержень. Было бы вполне в духе невероятных поворотов этого конфликта, если бы он взял и отступил в момент наивысшей уязвимости Украины.
Еще одно препятствие для мира — это вопрос, захочет ли его Кремль, вообще и особенно сейчас. В настоящее время русские побеждают на поле боя — и медленно, но завоевывают территорию. Похоже, что российские войска недавно взяли Торецк [Дзержинск] и вскоре могут захватить Покровск [Красноармейск]. В результате они смогут выйти на оперативный простор вплоть до ключевых городов Днепр [Днепропетровск] и Запорожье. Неясно, к чему России замораживать свое продвижение, когда Украине, по словам одного солдата ВСУ с передовой, “нечем крыть”.
На этой неделе фрагменты частного — или спонтанно придуманного — плана мирного урегулирования станут достоянием общественности. Малейший его нюанс повлияет на жизни миллионов украинцев и предопределит безопасность Европы на десятилетия вперед. Даже Тайвань будет в большей безопасности, если не дать России осмелеть. Пока что контуры плана еще только вырисовываются, и остается лишь надеяться, что он окажется поистине достойным решающего момента.
Ник Пейтон Уолш (Nick Paton Walsh)