Европейские пираты на Балтике. Запад планирует захват российских судов
По данным американских СМИ, европейские страны ведут закулисные переговоры о масштабном захвате российских танкеров-экспортеров нефти в Балтийском море, через которое идет 50% российского нефтяного экспорта. Как считает военный эксперт Виктор Литовкин, это довольно бредовая идея.
По данным издания Politico, в Евросоюзе рассматривают несколько вариантов для обоснования своего пиратства. Например, начать захватывать суда под предлогом «предотвращения ущерба окружающей среде из-за разлива нефти». Или использовать законы о пиратстве для захвата судов, «угрожающих критически важной подводной инфраструктуре» (речь идет об обвинениях в адрес кораблей «теневого флота» в повреждении подводных кабелей).
Международное право действительно предусматривает такие нормы. Так, в Конвенции 1982 года сказано: прибрежные государства могут превентивно задерживать суда, угрожающие безопасности судоходства из-за технической неисправности, и освобождать только после их устранения. А Конвенция ООН об открытом море от 1958 года позволяет каждому государству ловить пиратов даже за пределами юрисдикции страны.
Если европейцам не удастся найти в международном праве оснований для захвата наших танкеров, то прибалтийские государства могут попытаться ввести для этого новые национальные законы. Например, требующие от танкеров в Балтийском море использовать «список надежных страховщиков», несоответствие которому может стать поводом для захвата. Впрочем, «пиратские» планы Евросоюза будет нелегко воплотить в жизнь. По мнению морских юристов, ЕС может легко нарваться на ответные меры со стороны РФ, огромные финансовые затраты и запутанную логистику.
В России по этому поводу сообщили: любая попытка ввести морскую блокаду Балтики для российского флота будет считаться «актом объявления войны». Однако тема с возможным блокированием российского судоходства по Балтийскому морю остается сейчас одной из самых взрывоопасных в мире, она несет риск прямого военного столкновения стран НАТО и России.
«Во-первых, в самой дискуссии по созданию предпосылок для пиратства на Балтике есть масса несостыковок. Например, «российский танкер» — это корабль, который идет под флагом РФ? А если танкер идет под флагом Белиза, Соломоновых островов или Панамы? Юридически он — не российский, и какие тогда у европейцев основания его задерживать? — говорит военный аналитик Виктор Литовкин. — Во-вторых, на танкере может быть российская нефть. Но если она уже куплена у России, то все вопросы с европейцами пусть решает ее новый владелец. Этот владелец, кстати, вполне может нанять бойцов какого-нибудь ЧВК, чтобы те отбивались от европейских «пиратов». У них могут и пулеметы, и гранатометы, и кое-что посерьезнее. Кроме того, Россия может официально объявить меры против танкеров на Балтике пиратскими и действовать против тех, кто нападает на наши корабли, максимально жестко».
Также Литовкин напомнил — у самого Евросоюза никакого флота нет, военные суда есть только у отдельных стран ЕС.
«В Брюсселе могут обсуждать всё что угодно. А вот что они будут делать в реальности — это совсем другой вопрос. Даже если танкер будет следовать по Балтике под российским флагом, мы будем защищать его всеми возможными способами, потому что по морским законам — это территория нашего государства. И нападение на нее неизбежно влечет за собой тяжелые последствия, — сообщил Литовкин. — Танкеры с нашей нефтью могут сопровождать не только боевые корабли Балтийского флота, но и военные самолеты с вертолетами. Они могут атаковать «пиратские» корабли в том числе небоевыми методами — например, летать над ними с включенным РЭБ, «вырубать» им всю электронику и т. д. В наших силах сделать всё, чтобы любой потенциальный агрессор хорошенько подумал, прежде чем напасть на наши торговые суда».
Аналитик отметил: если европейцы действительно придумают какие-то меры, способные нести угрозу нашему судоходству в Балтике, то руководство России должно жестко озвучить свою позицию по этому поводу.
«Нужно, чтобы те, кто намерен препятствовать нашему свободному судоходству, хорошо представляли, что с ними может случиться. Кстати, те же государства Прибалтики имеют сегодня далеко не самый сильный флот, чтобы пытаться диктовать свои условия России на Балтике. Вообще, согласно Морскому кодексу, в Балтийском море есть нейтральные воды, по которым могут ходить любые суда. Так что европейцам для блокировки наших танкеров придется идти против всех мировых правил судоходства», — заключил Виктор Литовкин.
Напомним, на вооружении у ВМФ Эстонии, по данным на октябрь 2024-го, было всего 7 кораблей (1 командный корабль, 3 патрульных и 3 минных тральщика). Флот Латвии состоял из 12 кораблей (1 командный, 1 океанографический, пять минных тральщиков и пять патрульных). У ВМФ Литвы имелось 8 кораблей (3 минных тральщика, 4 патрульных и 1 командный корабль).
![Kalman](http://www.news2.ru/avator/small/268345.jpg)