Криптовалютные штаты Америки
Фокус на биткоин
Вместе с Монтаной и Мэрилендом проекты законов о создании стратегического резерва в биткоинах представили или приняли еще в 13 штатах США: Пенсильвании, Кентукки, Северной и Южной Дакотах, Алабаме, Аризоне, Оклахоме, Массачусетсе, Флориде, Огайо, Техасе, Вайоминге и Юте. В них уточняется, что биткоин-резерв станет государственным хранилищем криптовалюты по аналогии с резервами золота или нефти.
Дональд Трамп стал продвигать легализацию криптовалют в США еще до инаугурации. В ходе предвыборной гонки он проводил словесные интервенции и своего рода PR-кампанию биткоина. Например, в мае 2024 г. команда тогда еще кандидата в президенты от республиканской партии начала принимать пожертвования в криптовалюте, а в сентябре Дональд Трамп провел встречу со сторонниками, где угощал их купленными за криптовалюту бургерами.
В канун инаугурации Дональд Трамп выпустил мемкоины TRUMP и MELANIA. Инвесторы бросились скупать новый актив и всего за два дня разогнали стоимость TRUMP более чем в 10 раз — $7 до пика в $74,77 по состоянию на 19 января. Но еще через три дня котировки мемкоина обрушились на 50% и общественность заподозрила Дональда Трампа в построении финансовой пирамиды. На момент написания материала TRUMP торговался по $14,78 — в пять раз дешевле, чем на пике роста, и вдвое дороже, чем на старте торгов.
Биткоин на момент написания материала стоил $95 586,57, суточный объем торгов составил $43,75 млрд. Первые предвыборные митинги Дональда Трампа начались 28 января 2023 г. С того момента биткоин подорожал в 4,2 раза, оборот вырос в 1,6 раза.
Угроза доллару и фондовому рынку
Биткоин слишком волатилен для того, чтобы создавать в нем устойчивый резерв — объективной причины для такого шага нет, отметил в интервью «Эксперту» президент Ассоциации банков России (АБР) Анатолий Козлачков.
«Не очень понятно, что резерв в криптовалюте в принципе может дать государству. У США валютные резервы составляют всего около $35 млрд — очень мало по сравнению с другими крупными экономиками. Это логично: как стране — эмитенту резервной валюты сами по себе резервы США не очень нужны. Малый объем резервов ФРС держит в основном для операций-свопов, причем в последний раз американский регулятор прибегал к ним только в острой фазе кризиса 2008–2009 гг. Тогда, правда, всем не хватало в основном долларов и ФРС даже расширяла линии по свопам — по предоставлению долларов европейцам, японцам, многим другим юрисдикциям, может, что-то предоставляли и в других валютах кому-то. То есть они хранят резервы не с такими же целями, как мы. У них резервы — это чисто технические средства, которые нужны для обеспечения расчетов», — объяснил главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
С другой стороны, в мире растет интерес к международным расчетам в криптовалюте, и можно предположить, что резервы в биткоинах в США будут служить той же цели, что и резервы в других активах. Но на глобальном уровне криптовалюта в расчетах полезна не будет, так как не является валютой в полном смысле этого слова, продолжил Евгений Надоршин. Большая часть криптовалют не может обрабатывать то же количество транзакций, что и глобальная или даже локальная платежная система в фиатных валютах — долларе или евро, уточнил он: «Чтобы полноценно перевести расчеты на биткоин или эфириум, нужно было бы колоссальное наращивание мощностей, в результате просто оказалось бы, что глобальные расчеты в тех объемах, которые необходимы современному миру, были бы просто неэффективны. В большинстве своем вот эти распределенные системы весьма энергозатратны, но они никак не улучшают положение пользователя и нередко никак не ускоряют расчеты. Плюс большинство центробанков в мире имеют эксклюзивные права эмиссии валюты в неограниченном количестве, и в текущих реалиях для подавляющего большинства из них эмиссии буквально бесплатны. А криптоактивы вообще бесплатной эмиссии не предполагают. И было бы странно, если бы при эксклюзивной возможности печатать деньги бесплатно Центральные банки каким-то образом вдруг стали переходить на платную эмиссию — причин для этого нет. Скорее всего, активных расчетов в криптовалюте не будет ни сейчас, ни через год, ни через 5, ни даже через 10 лет».
По мнению основателя инвестиционно-консультационной компании Enfilade Capital Александра Кубышкина, создание резерва в биткоинах можно рассматривать только в контексте создания суверенного фонда благосостояния — эту проблему в США активно обсуждают. В США двойной дефицит, и страна, по сути, живет взаймы — пока такому фонду взяться неоткуда. Но вместо открытия резерва в биткоине США лучше провести переоценку золота, считает Александр Кубышкин: «На данный момент золото США оценивается как $42 за тройскую унцию при нынешних ценах ($2920 за унцию на момент написания материала. — „Эксперт“). Просто оценив золото по рыночным ценам, американская казна получает $800 млрд дополнительных денег из воздуха, при этом не наращивая свой долг. Им нужно опускать курс валют, и через переоценку золота это можно сделать безболезненно, не внося передряг на рынок долга».
Главные проблемы США — огромный госдолг (более $36 трлн) и раздутый рынок акций — криптовалютный резерв не решит, уверен Евгений Надоршин. Подогреваемые властями, частные инвесторы могут переложить большую часть средств из акций в криптоактивы — это чревато обвалом котировок на фондовом рынке, пояснил он. А из-за ухудшения позиций доллара на фоне роста криптовалют может упасть спрос на казначейские облигации со стороны иностранных инвесторов. Падение фондового рынка приведет к потере бюджетных поступлений, подчеркнул Александр Кубышкин.
Другие страны вслед за США вряд ли будут открывать резервы в биткоинах, сходятся во мнениях экономисты. «Но мы можем получить ситуацию, когда государство будет покупать биткоин не с точки зрения логики, а с точки зрения противостояния с американцами, подозревая, что там идет какая-то огромная игра», — допустил Александр Кубышкин.
Пока инициатива Дональда Трампа не несет в себе логики, кроме подогрева хайпа, и больше похожа на попытку личного обогащения, предполагают Анатолий Козлачков и Евгений Надоршин. Он до сих пор напрямую владеет криптоактивами — для президента США это не запрещено, хотя и нежелательно, объяснил главный экономист «ПФ Капитал»: «Мы не можем исключать его личной заинтересованности. Из тех президентов США, за действиями которых я следил, Трамп, в общем, самый потенциально коррупционно ориентированный президент, что печально».
![precedent](http://www.news2.ru/avator/small/19436.jpg)