Полный текст речи Джей Ди Вэнса на конференции по безопасности в Мюнхене
Вице-президент США выступил с резкой речью на Мюнхенской конференции по безопасности. Джей Ди Вэнс заявил, что в Европе царит цензура, а свобода слова ушла в прошлое. Публикуем полный перевод речи ближайшего соратника Дональда Трампа.
Одна из вещей, о которой хочу сегодня поговорить, это наши общие ценности. Было здорово вернуться в Германию. Как только что сказали, я был здесь ровно год назад как сенатор Соединённых Штатов. Мы виделись с главой МИД Великобритании Дэвидом Лемми, я пошутил, что в прошлом году оба были на других должностях. Но теперь пришло время для всех наших стран, для всех, кому посчастливилось получить от народа власть, использовать эту власть мудро, чтобы улучшить нашу жизнь.
Последние 24 часа я провёл за пределами этих стен. И мне посчастливилось убедиться в гостеприимстве людей, я впечатлён. Конечно, пока они не успели оправиться после вчерашней ужасающей атаки. Первый раз я был здесь, в Мюнхене, со своей женой в личной поездке. Она сопровождает меня и сегодня. Я всегда любил этот город и людей, которые здесь живут.
Хочу сказать, мы очень тронуты, все наши мысли и молитвы с Мюнхеном, со всеми, кого коснулось это зло, причинённое прекрасному городу. Мы думаем о каждом из вас, мы молимся, мы будем болеть за вас ближайшие дни и недели.
Конечно, мы собрались на этой конференции, чтобы обсудить безопасность. И обычно под этими словами мы имеем в виду внешние угрозы. Я вижу, сегодня здесь собрались великие военные лидеры. Несмотря на то, что администрация Трампа обеспокоена европейской безопасностью, мы можем прийти к разумному урегулированию конфликта между Россией и Украиной. Мы также считаем, что Европе нужно сделать большой шаг, чтобы обеспечить собственную оборону. Угроза, которая беспокоит меня в отношении Европы, — это не Россия, не Китай и не какой-либо другой внешний субъект. Меня беспокоит угроза изнутри. Европа отошла от своих фундаментальных ценностей — тех, что роднят её с Соединёнными Штатами Америки.
Я был поражён, когда бывший еврокомиссар, выступая по телевидению, восторгался, как румынское правительство аннулировало целые выборы. Он угрожал, что подобное может случиться и в Германии, если что-то пойдёт не по плану.
Теперь подобные легкомысленные заявления шокируют всех американцев. Годами нам твердили: всё, что мы финансируем, делается во имя общих демократических ценностей. От внешней политики по Украине до цифровой цензуры — всё встаёт на защиту демократии. Но когда мы видим, как европейские суды отменяют выборы, а высокопоставленные чиновники угрожают отменить другие, мы должны спросить себя: соответствуем ли мы своим высоким стандартам? И я говорю: «мы», потому что я искренне верю, что мы сейчас в одной команде.
Мы должны сделать нечто большее, чем просто говорить о ценностях демократии. Мы должны жить ими. Многие из вас, сидящих в этом зале, помнят, как холодная война столкнула защитников демократии с тиранией Европейского континента. Вспомните, что они делали? Вводили цензуру, закрывали церкви, отменяли выборы. Были ли они хорошими парнями? Конечно же, нет.
Слава Богу, холодную войну они проиграли. Они проиграли, потому что не ценили и не уважали все эти необыкновенные блага свободы, свободу удивлять, ошибаться, изобретать, строить. Как оказалось, нельзя навязать инновации, нельзя заставить людей правильно думать, чувствовать или верить. Мы верим, что всё это неотрывно связано. Но, глядя на современную Европу, я не всегда понимаю, что стало с победителями в холодной войне.
Я смотрю на Брюссель. Там еврокомиссары предупредили граждан, что собираются закрыть соцсети на время общественных беспорядков. А всё потому, что разглядели в публикациях некий «ненавистнический контент». Или в той же стране, Бельгии, полиция устроила рейды против своих же граждан, которых заподозрили в «антифеминистических» комментариях в соцсетях. И всё это в рамках «борьбы с женоненавистничеством» в Интернете.
Я смотрю на Швецию. Там две недели назад правительство осудило христианского активиста за соучастие в сожжении Корана, результатом которого стало убийство его друга. Как равнодушно заметил судья по его делу, шведские законы, якобы защищающие свободу слова, не предоставляют, я цитирую, «свободного доступа» к высказываниям или действиям, которые могут оскорбить любую группу людей иных взглядов.
И, наверное, больше всего меня беспокоит то, что я вижу у наших дорогих друзей — Соединённого Королевства. Там отход от прав совести поставил под удар свободы простых верующих британцев. Чуть больше двух лет назад британское правительство обвинило Адама Смита Коннера, 51-летнего физиотерапевта и ветерана вооружённых сил, в омерзительном преступлении. Он стоял в 50 метрах от клиники абортов и молча молился в течение трёх минут. Он никому не мешал, никого не беспокоил, просто стоял и молча молился. Когда британские полицейские заметили его и потребовали объяснить свои действия, он ответил: «Я молюсь о своём нерождённом сыне».
Несколько лет назад Смит Коннер и его бывшая девушка пережили аборт, но офицеров это не тронуло. Адама признали виновным в нарушении нового закона о буферных зонах. Этот закон криминализирует молчаливую молитву и прочие действия, которые могут повлиять на решение человека, на расстоянии до 200 метров от центра абортов. Теперь Коннера признали виновным и обязали выплатить тысячи фунтов в качестве судебных издержек.
Хотел бы я сказать, что это единичный случай, пример сумасшедшего и плохо написанного закона, который применяют против простого человека. Но нет. В октябре прошлого года шотландское правительство начало рассылать письма гражданам, кто проживает в так называемых «зонах безопасного доступа». Их уведомили, что даже личная молитва в собственном доме может стать равносильной нарушению закона. И естественно, они тут же призвали людей сообщать о любых подозрительных соседях, кто может стать мыслепреступником.
Боюсь, свобода слова уходит в прошлое — как в Великобритании, так и по всей Европе. Шутки ради, а на самом деле во имя правды, я признаю, что самые громкие голоса в защиту цензуры слышны не из Европы, а из моей родной страны. Прошлая администрация запугивала людей, угрожала компаниям и социальным сетям, чтобы они фильтровали так называемую дезинформацию. Например, «дезинформацией» была идея о том, что коронавирус на самом деле — продукт утечки из китайских лабораторий. Правительство США заставляло людей молчать о том, что на самом деле оказалось очевидной правдой.
Именно поэтому сегодня я здесь не просто как наблюдатель. Я пришёл к вам с предложением. Как администрация Байдена заставляла людей молчать, мы, администрация Трампа, будем делать всё наоборот. Мы дадим людям возможность высказывать своё мнение. И надеюсь, вы нам поможете с этим.
В Вашингтоне теперь новый шериф. Мы вместе с администрацией Трампа можем не соглашаться с вашей точкой зрения, но мы будем бороться за то, чтобы ваш голос услышали в публичном пространстве. Сегодня ситуация настолько плохая, что Румыния отменяет результаты президентских выборов, подозревая в подтасовке зарубежную разведку и давление со стороны соседей. Насколько я понимаю, они обвиняют Россию в информационном влиянии на выборы.
Посмотрим на проблему с другой стороны. Вы можете верить, что Россия оплатила антирекламу в социальных сетях и это повлияло на результаты выборов. Хорошо, мы верим в это. Можете даже осуждать такое поведение на международном уровне. Но если несколько сотен тысяч долларов, отданных русскими за рекламу в Интернете, способны пошатнуть устои демократии в целой стране, так ли крепка эта ваша демократия?
Хорошая новость в том, что демократические устои ваших стран не столь хрупкие, как как многие боялись.
И я искренне верю, что, если мы позволим гражданам свободно высказывать своё мнение, такой подход лишь укрепит демократию. Теперь вернёмся в Мюнхен. Организаторы этой конференции запретили представителям популистских правых и левых партий участвовать в обсуждениях. Повторюсь, мы не обязаны соглашаться со всеми точками зрения. Но если есть политические лидеры, представляющие интересы своих избирателей, мы обязаны наладить с ними диалог.
Теперь для многих из нас по ту сторону Атлантики всё это напоминает уродливые слова из Советской эпохи: «дезинформация», «недостоверная информация». Тем, кто говорит об этом, просто не нравится сама идея, что появится альтернативная точка зрения, что кто-то может высказать своё личное мнение или, не дай Бог, проголосует по-другому. Или того хуже — победит на выборах.
Итак, это конференция по безопасности, и мы собрались здесь, чтобы обсудить увеличение расходов на оборону на ближайшие годы ради какой-то цели. И это прекрасно, ведь президент Трамп считает, что наши европейские друзья должны играть куда большую роль в будущем своего континента. И дело не в том, чтобы «делить бремя», а в том, что Европа должна работать с США сообща — и вносить в наш альянс более весомый вклад, чтобы Америка могла сосредоточиться на сдерживании других угроз этого мира.
Но позвольте спросить. Как вы можете планировать бюджет, если мы не знаем, что вообще собираемся защищать? Я успел многое обсудить с замечательными людьми, сидящими в этом зале. Многие говорят, что нам нужно защищаться, но я так и не понял, от чего конкретно гражданам Европы нужна защита? Какое позитивное видение у обсуждения договора о коллективной безопасности, если он настолько важен?
Я глубоко убеждён, что нет никакой безопасности, когда власть боится голосов, мнений и свобод совести, что направляют народы ваших стран. У Европы сейчас много проблем, но тот кризис, в котором все мы оказались, — дело наших собственных рук. Америка не сможет вам помочь, если вы бежите в страхе от своих избирателей. Раз на то пошло, сегодня нет ничего, что бы вы могли сделать для американского народа — народа, что избрал меня и Дональда Трампа. Европе нужна демократическая воля, чтобы добиться чего-то стоящего в ближайшие годы.
Разве мы ничему не научились? Разве не поняли, что безволие власти приводит лишь к нестабильности? И чем больше мы хотим добиться своей демократической волей, тем отзывчивее мы должны стать по отношению к голосам наших избирателей. Думаю, все мы ходим наслаждаться конкурентоспособной экономикой, доступной энергией, безопасными цепочками торговых поставок. Для всего этого нужна политическая воля и готовность сделать сложный выбор.
Мы сами через это прошли. В Америке вы не сможете заработать никаких полномочий, подвергая цензуре оппонентов или сажая их по тюрьмам. Будь то лидер оппозиции, скромная христианка или журналист, ежедневно доносящий до людей новости. Вы не сможете завоевать чьё-либо доверие, игнорируя электорат или насущные вопросы. Например, кто может стать частью нашего общества.
Из всех насущных проблем, с которыми сталкиваются представленные здесь страны, нет более важной, чем массовая миграция. Сегодня каждый пятый житель этой страны переехал сюда из-за границы. Это исторический максимум. В США, кстати, похожие данные, и у нас это тоже исторический максимум. Количество мигрантов, въехавших в Евросоюз, удвоилось только в период с 2021 по 2022 год. Сейчас эти цифры намного больше.
Мы в курсе этой проблемы. Она возникла не на пустом месте. Это результат осознанной политики и решений, которые принимали европейские лидеры на протяжении десятилетия. Вчера все мы увидели весь тот ужас, к которому приводит подобная политика. Я не могу не упомянуть снова об ужасных жертвах, испортивших мирный зимний день в Мюнхене. Наши мысли и молитвы навсегда останутся с ними.
Но как это вообще могло произойти?
Мы часто слышим о таких историях в Европе и, к сожалению, слишком часто в Соединённых Штатах. Тот, кто попросил политического убежища, молодой человек 25 лет, уже известный полиции, врезается в толпу и разрывает общество. Сколько ещё раз мы должны пережить подобный ужас, чтобы изменить курс цивилизации и направить её в нужное русло?
Никто из европейских избирателей не голосовал за то, чтобы открыть шлюзы для миллионов непроверенных иммигрантов. А за что тогда они голосовали? В Англии, например, за Brexit. Согласны мы с ними или нет, они за это проголосовали. И всё чаще европейцы голосуют за лидеров, которые обещают положить конец бесконтрольной миграции. Теперь я соглашусь со многими опасениями, вы можете считать иначе.
Я просто думаю, что люди заботятся о собственном доме. Они верят в свои мечты. Они заботятся о своей безопасности и будущем своих детей.
И это умные люди. Мне кажется, это одна из главных вещей, которые я усвоил за недолгое время в большой политике. Что бы нам ни говорили в горах Давоса, граждане наших стран никогда не считали себя безвольными животными или винтиками в машине глобальной экономики. Неудивительно, что им не нравится, как с ними обходятся их лидеры, как безжалостно их игнорируют. Роль демократии здесь — решать насущные вопросы с помощью выборов.
Я считаю, что игнорирование людей, их проблем и, что еще хуже, закрытие СМИ, отмена выборов и исключение людей из политической жизни, ничего не защищает. На самом деле это верный способ разрушить демократию. Дискуссии и высказывание разных точек зрения — это не вмешательство в выборы. Даже когда говорят люди за пределами вашей страны и когда это очень влиятельные люди. Отнеситесь к моим словам с юмором, но, если американская демократия смогла пережить десять лет ругани Греты Тунберг, вы, ребята, сможете пережить несколько месяцев Илона Маска.
Но ни одна демократия, американская, германская или европейская, не выживет, если заявит миллионам избирателей, что их мысли, заботы, их стремления, их мольбы о помощи ничего не значат или даже не заслуживают рассмотрения.
Демократия строится на священном принципе, что голос народа имеет значение. Нам больше не нужны файрволы. Вы либо придерживаетесь принципа, либо нет. Европейцы, у народа есть голос. У европейских лидеров есть выбор. И я твердо верю, что нам не нужно бояться будущего.
Принимайте то, что говорят ваши люди, даже если это удивляет вас, даже если вы не согласны с ними. И если вы так сделаете, вы сможете смотреть в будущее с уверенностью и пониманием, что за каждым из вас стоит ваш народ. Для меня это великое волшебство демократии. Оно не в этих каменных зданиях или прекрасных отелях. Оно даже не в тех великих общественных институтах, что мы построили вместе.
Верить в демократию — значит понимать, что у каждого из наших граждан есть мудрость и голос. И если мы отказываемся прислушиваться к этому голосу, даже наши самые успешные сражения принесут очень мало пользы. Как однажды сказал Папа Иоанн Павел II, на мой взгляд, один из самых выдающихся поборников демократии на этом континенте или на любом другом: «Не бойтесь». Мы не должны бояться наших людей, даже когда они выражают взгляды, которые не совпадают с властью. Спасибо всем вам. Удачи вам всем. Храни вас Бог.
Добавил
Игорь Иванов 39114 16 Февраля

2 комментария
На эту же тему:
24
Как прошла Мюнхенская конференция по безопасности. Разбор итогов
2 — 16 Февраля
Комментарии участников: