Водородная авантюра: почему перепрофилирование «Северного потока-2» может обойтись дороже его строительства

Водородная революция или дорогостоящая иллюзия?
Европейский Союз продолжает искать альтернативные источники энергии, и одним из ключевых направлений стал водород. Однако идея перепрофилирования газопровода «Северный поток-2» для транспортировки этого газа вызывает серьезные сомнения у экспертов. По оценкам российских специалистов, техническое перевооружение трубопровода может обойтись в €6-12 млрд, что превышает стоимость его первоначального строительства.
Технические вызовы: почему водород — не метан
Павел Севостьянов, действительный госсоветник РФ и доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова, объясняет, что молекула водорода в 8 раз меньше молекулы метана. Это создает серьезные технические сложности. «Соприкосновение водорода со сталью делает ее хрупкой, поэтому необходима обработка труб специальными покрытиями и замена ряда участков», — отмечает эксперт.
По его расчетам, переоборудование одного километра трубопровода обойдется в €5-10 млн. Учитывая протяженность «Северного потока-2» в 1234 км, общие затраты могут достичь €12 млрд. Для сравнения, строительство газопровода изначально обошлось в €9 млрд.
Европейские амбиции и реальность
Идея использования «Северного потока-2» для транспортировки водорода возникла на фоне климатической повестки ЕС. В 2019 году Россия даже обсуждала с Европой возможность компенсации выбросов парниковых газов с помощью «зеленых» технологий. Однако после взрывов на трубопроводах в 2022 году ситуация изменилась. Осталась лишь одна нитка «Северного потока-2», которая так и не получила лицензию от энергорегулятора Германии.
Сейчас европейские страны активно ищут альтернативные источники энергии, но их амбиции сталкиваются с реальностью. «НиК» напоминает, что в ЕС отсутствуют мощности для производства и транспортировки 50 млрд кубометров водорода в год. Более реалистичным вариантом считается подмешивание водорода к метану, что позволит использовать существующую инфраструктуру без значительных затрат.
Политические и экономические риски
Попытки ЕС продвинуть «зеленый водород» как инструмент торгового протекционизма также вызывают вопросы. Алжир, один из ключевых поставщиков газа в Европу, уже заявил, что в случае введения таможенного сбора на выбросы СО2 прекратит экспорт в ЕС. Это подчеркивает хрупкость европейской энергетической стратегии.
Таким образом, перепрофилирование «Северного потока-2» для транспортировки водорода выглядит скорее как политический проект, чем экономически обоснованное решение. Технические сложности, высокая стоимость и отсутствие необходимых мощностей делают эту идею малопривлекательной. В то же время, подмешивание водорода к метану может стать компромиссным решением, позволяющим использовать существующую инфраструктуру без значительных затрат. Однако даже этот вариант требует тщательной проработки и учета политических рисков. В условиях текущей геополитической напряженности реализация подобных проектов остается под большим вопросом.
