19 февраля народному артисту России, музыканту и композитору Юрию Антонову исполняется 80 лет

19 февраля народному артисту России, музыканту и композитору Юрию Антонову исполняется 80 лет. Его песни — «Крыша дома твоего», «Я вспоминаю», «Как прекрасен этот мир», «От печали до радости» и многие другие — вошли в золотой фонд советской эстрадной музыки, а пластинки продавались миллионными тиражами. В числе поклонников Антонова неизменно остаётся молодёжная аудитория. В интервью RT мэтр отечественной эстрады рассказал, над чем работает сегодня, что важно для успеха песни и чего ему не хватает в современной музыке.
— Вы на сцене уже более 60 лет — и продолжаете радовать поклонников. Что вдохновляет вас сегодня?
— Я, конечно, снизил активность в последнее время — практически не даю живых концертов: сложно не выступить, а приехать, прилететь куда-то. Поэтому я сейчас более активно занимаюсь работой в студии. У меня прекрасная студия, там работают хорошие специалисты. В основном я сейчас занимаюсь реставрацией песен: у меня очень много таких, которые были записаны, но не дошли до слушателя, остались за чертой известности. Я их восстанавливаю. Должен сказать, что это получается.
— А как проходит такая реставрация?
— Сейчас качество записей, которые были сделаны раньше, уже не соответствует пожеланиям зрителей — они хотят слышать более современное звучание. Стиль тот же самый, но мы добиваемся более качественного звучания ударных, ритмической секции, гитар. Это очень важно, и, кстати, это очень длительный процесс.
— Все эти годы вас неизменно слушает молодёжь — как вам удалось создать шлягеры вне моды?
— Я не делал ничего особенного. Я просто писал мелодию на хорошие стихи. Очень важно, чтобы у песни был профессиональный поэтический текст. Мне так повезло в жизни, что я работал с лучшими поэтами Советского Союза: Михаилом Таничем, Леонидом Дербенёвым, Михаилом Пляцковским, Онегиным Гаджикасимовым, Игорем Шафераном. Поэтому в каждой песне есть образ, смысл. Тексты написаны на очень высоком профессиональном уровне, поэтому я старался, чтобы и музыка им соответствовала.
— В декабре на Золотом Граммофоне состоялась премьера вашей песни «Сладкий мёд». Что вы написали первым — стихи или музыку?
— Там достаточно простые слова, смысл понятен — это главное. Мелодика песни, на мой взгляд, удалась. Я делал и аранжировки — всё это моя привычная работа. Кто-то задаёт вопрос: «А как вы это сочинили?». Да никак — сел за рояль и сочинил. Значит, было удачное время для появления песни. Бывает, что песню пишешь не один день и даже не одну неделю. И никак не получается. А бывает, что получается сразу.
Чаще композиторы пишут музыку на текст. Если поэт пишет стихи под мелодию, нужно сочинять «рыбу». Это скелет песни, набор любых слов, только чтобы они были ритмичными, совпадали с мелодией. Должно быть понятно, где начинается и заканчивается куплет, какие есть ударения. И поэт по этому ритму пишет стихотворение. В советское время так делали очень часто.
— Вы упомянули Михаила Пляцковского — вместе с ним вы создали детскую музыкальную сказку о Кузнечике Кузе. Есть ли разница в работе над песней для детей и взрослых?
— Для музыкальной сказки я написал порядка 20 песен. Мы с Мишей Пляцковским были в очень хороших отношениях, это замечательный поэт, который написал очень много хороших стихов для детей.
Я сначала не хотел браться за это дело, думал — «Какие дети, я же всё время езжу на гастроли, даю концерты». Но потом решил попробовать. На мой взгляд, получилось неплохо. Известная песня «Крыша дома твоего» — как раз из детской музыкальной сказки.
— А разве она не была издана отдельно?
— Да, фирма «Мелодия» сразу уцепилась за эту песню. Её продали очень большими тиражами.
— Вас по праву можно назвать легендой отечественной эстрады: аншлаги на концертах, государственные награды, звание Народного артиста… В вашу честь даже назвали звезду. А какие проявления народного признания вас радуют больше всего?
— Признание само по себе уже ценно. В целом — конечно, то, что люди покупали альбомы — 50 миллионов копий. То, что песни до сих пор звучат по радио и на телевидении. Это, конечно, большое достижение. Я сейчас не могу назвать никого на нашей эстраде, кто работал бы 61 год — я впервые вышел на сцену как профессионал в 1964-м.
— Какими качествами обязательно должен обладать профессионал в музыке?
— Я вам скажу такую вещь. Бывают отличники, которые учились в консерватории, в училище, и просто стали музыкантами в симфоническом или в народном оркестре.
Возможность стать известным зависит совсем от другого — от человека, от характера, от стремления добиться чего-то. У меня много примеров моих коллег—композиторов, которые добились больших успехов. Допустим, Игорь Николаев, Игорь Крутой — это очень приличные композиторы, но они не учились в консерватории.
В консерватории учат основам классической музыки, а о композиторских достижениях и речи не идёт. Это уже сам человек направляет себя в сторону эстрады, или классики, или народной музыки.
Я бы сказал, в стране маловато звёзд — композиторов, которые пишут. Сегодня вообще другая история: даже не надо знать нотную грамоту. Я ни в коем случае не беру на себя обязанность критиковать чьё-то творчество или чью-то музыку… Если получилось что-то хорошее — молодец.
— Вы как-то упоминали, что в России нет и не было рок-музыки…
— Рок-музыка, конечно, была, но не в полной мере. Она строилась на энтузиазме. На чём строится рок-музыка в мире? Первое — энтузиазм, второе — материальная выгода. Если ты пробился, ты можешь обеспечить себя на всю жизнь.
Материальная сторона касается и владения инструментами, потому что для того, чтобы владеть инструментами, надо иметь возможность их приобрести. У нас только в последние годы в свободной продаже появились гитары, усилители, синтезаторы — всё, что сопутствует эстрадной, поп-музыке, рок-музыке. А раньше было тяжело купить даже приличную гитару. Я не говорю о поделках из ГДР, из Чехии — это были не профессиональные инструменты. На них можно было учиться, но добиваться успеха все хотели на любимых Fender или Gibson. В ту пору это было очень дорогое удовольствие — оно и сейчас недешёвое. Но сейчас можно купить любой инструмент, разница в этом.
— Какие исполнители, в том числе зарубежные, в этом жанре заслуживают внимания?
— Из зарубежных исполнителей мой любимый гитарист — Марк Нопфлер. Я недавно получил в подарок его виниловый альбом и компакт-диск. Это, конечно, удивительный, выдающийся музыкант, владеющий инструментом.
За рубежом очень много хороших музыкантов, особенно гитаристов, да и других — владеющих барабанами, бас-гитарами, синтезаторами, оргáнами. Они стремятся к определённым целям: известности, хорошим продажам, и, конечно, к материальному благополучию. Как бы кому-то ни хотелось утверждать обратное.
Мой приятель Сергей Мазаев — замечательный музыкант, который, кстати, увлекается классической музыкой. У него есть небольшой струнный ансамбль, вместе с которым он исполняет очень длинные произведения на кларнете. И в то же время у него очень хороший, достаточно большой оркестр, который играет рок и полу-джаз, полу-поп-музыку — свойственный ему жанр. Я был на концерте и мне очень понравилось. Есть ещё много хороших музыкантов.
Сейчас у нас эфир заполонили в основном молодёжные группы, я мало кого из них знаю, практически их не слушаю. Мне они малоинтересны, потому что это не инструментальные группы. Меня, прежде всего, интересует, как сделана аранжировка, есть ли там соло-гитары или инструмент, который помогает песне звучать лучше. А там кругом синтезатор и искусственно сделанная музыка. Я не хочу сказать, что это плохо. Некоторые произведения очень удачные. Их любит молодёжь — дай Бог им здоровья, но это не конкуренты настоящей поп- и рок-музыке.
— Сейчас в России перезапускают конкурс «Интервидение», его называют альтернативой «Евровидению». Можно ли считать участие в подобного рода конкурсах знаком качества?
— Знаком качества — нет, но президент сделал правильный ход. Нас отстранили от «Евровидения» — хотя я последние несколько лет вообще не смотрел этот конкурс. Сейчас трудно сказать, как пройдёт «Интервидение» — мы увидим, услышим первый его вариант и сделаем выводы.
У нас давно не было такого международного конкурса, куда приехали бы представители разных дружественных стран и показывали, на что они способны. И наши молодые исполнители начнут с ними соревноваться. Это очень хорошо.
— Давно известно, что у вас дома много животных. Скажите, откуда такая любовь к братьям нашим меньшим?
— У меня живёт много разных животных — кошек, котов, собак. Я сам по гороскопу петух, вот у меня в доме живёт красавец Петька — орёт, как безумный. Слава Богу, дом большой, и слышно только отголоски. У Пети был специальный домик, но он поранил ногу, и я взял его домой лечить. Ногу вылечили, а он остался в доме.
Знаете, какая любимая еда у кур и петухов — а ещё у гусей и уток? Виноград. Теперь мне приходится по три килограмма покупать через каждые три—четыре дня.
— Что вам даёт присутствие животных? За что вы их особенно цените и любите?
— Расслабление. Животные помогают забыть о трудных моментах жизни. Приходишь к ним — они кукарекают, гавкают, мяукают — да и всё нормально.
— Оглядываясь назад — если бы у вас была возможность, вы бы хотели что-то изменить в жизни или творчестве?
— Изменить? Нет, зачем? Ни в коем случае. Я веду абсолютно независимую жизнь. Мне не нужно к девяти часам утра на работу. Правда, в советский период были сложные моменты, когда мы давали по четыре концерта в день. Это было очень тяжело: перелёты через всю страну на Магадан, на Сахалин отсюда или из Минска, где я начинал свою карьеру, представьте себе! Так что сейчас я очень доволен. Потом — давайте будем откровенны — известность, популярность тоже имеет значение. Её положительный эффект не стоит списывать со счетов.
