Северный морской путь, как СПГ стал главным игроком в арктической логистике

В 2024 году сжиженный природный газ (СПГ) стал основным драйвером грузопотока по Северному морскому пути (СМП). Согласно данным консультационной компании «Гекон», объем перевезенного СПГ составил 21,86 млн тонн, что эквивалентно 57,69% от общего грузопотока. Это на 8,6% больше, чем в 2023 году. Основной причиной роста стало введение в эксплуатацию проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2», а также отсутствие планового ремонта на заводе «Ямал СПГ».
Михаил Григорьев, директор «Гекона», отмечает, что «СПГ обеспечил основной прирост грузопотока по СМП, который в 2024 году достиг рекордных 37,89 млн тонн».
Нефть остается вторым по значимости грузом на СМП. В 2024 году ее перевезли 8,1 млн тонн, что составляет 21,37% от общего объема. Также выросли перевозки газового конденсата (на 235,5 тыс. тонн) и угля (на 16,9 тыс. тонн). Однако не все категории грузов показали положительную динамику. Перевозки навалочных грузов и нефтепродуктов сократились на 38,4% и 4,58% соответственно.
Северный морской путь — это ключевая транспортная артерия, связывающая северные регионы России с азиатскими рынками. После введения санкций СМП стал альтернативой традиционным маршрутам через Суэцкий канал. Игорь Левитин, специальный представитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заявил, что «СМП станет конкурентоспособным маршрутом, если оператор сможет обеспечить дешевую ледокольную проводку».
Санкции против российского энергетического сектора уже оказывают влияние на грузопоток. В 2024 году 73 судна, попавшие под санкции, перевезли почти треть всех грузов по СМП, включая 7,96 млн тонн нефти. Михаил Бурмистров, гендиректор компании «INFOLine-Аналитика», считает, что «в 2025 году не стоит ожидать существенного роста грузопотока из-за задержек в строительстве газовозов для НОВАТЭКа».
Правительство России планирует увеличить грузопоток по СМП до 220 млн тонн к 2035 году. Однако текущие прогнозы «Росатома» более сдержанные: базовый сценарий предполагает рост до 150 млн тонн, а перспективный — до 192 млн тонн. Основной надеждой остается запуск проекта «Восток Ойл», который может существенно увеличить объемы перевозок нефти.
Таким образом, Северный морской путь продолжает играть ключевую роль в экспорте российских энергоресурсов, несмотря на санкции и логистические вызовы. Рост перевозок СПГ и нефти демонстрирует потенциал этого маршрута, однако для достижения амбициозных целей потребуется значительное развитие инфраструктуры и преодоление внешних ограничений.
