«Автострадная» авиация 45-го года. Генерал Грязь против «сталинских соколов»

Когда на Западе подыскивают «объяснения» победы Красной Армии в Великой Отечественной войне, в ход зачастую идет ссылка на погоду. Ссылаются, например, на грозного Генерала Грязь. Утонул, дескать, вермахт в непроходимой грязи осенью 1941 г., а потом ему на смену страшный Генерал Мороз пришел. Вот и не удалось Москву взять…
При этом не принято задумываться над элементарным вопросом о том, почему погода наступления Красной Армии не останавливала?
Например, 80 лет назад в ходе Висло-Одерской операции советские войска столкнулись с серьезной проблемой. На создаваемых в ходе наступления импровизированных аэродромах самолеты зачастую вязли в грязи при потеплении. И, как назло, оттепель началась. Взлетать зачастую было просто невозможно.
Нужны были аэродромы с твердым покрытием взлетно-посадочных полос (бетон или асфальт). Но такие аэродромы, оставленные немцами при отступлении, зачастую имели серьезные разрушения, их надо было разминировать.
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, в ту пору командир истребительной авиадивизии, вспоминал:
«Сначала мы попытались использовать на нашем аэродроме у Крейцбурга узенькую шоссейную дорогу. По ней нельзя было ни взлететь, ни приземлиться, но если бы расширить ее… Снимали плиты с тротуаров, подбирали кирпич из разрушенных домов, на фронтовой воскресник вышли техники, летчики, все подразделения БАО… Но большая, трудоемкая работа оказалась почти бесплодной — полоса вышла практически малопригодной. К тому же самолеты, свернув с нее, утопали в грязи.
А фронт ждал истребителей. На нашем направлении свободно разгуливали «фокке-вульфы» и «мессершмитты». Когда на переднем крае рвались бомбы, я слышал от пехотинцев одни укоры».
Немецкие ВВС имели возможность спокойно взлетать с обустроенных аэродромов в Германии, бомбить наступающие советские колонны и плацдармы за Одером. «Укоры» наземных войск, адресованные летчикам, становились всё более настойчивыми.
После неудачи с использованием шоссейной дороги Покрышкин постоянно искал другое решение проблемы. Его ведомый, Герой Советского Союза Георгий Гордеевич Голубев, вспоминал о том, как решение было найдено:
«Летая на задание, мы с Покрышкиным не раз проходили над автострадой Бреслау — Берлин и, просматривая ее, порой снижались до бреющего полета и долго шли над блестящей серой лентой. Я и не предполагал тогда, что у Александра Ивановича уже родилась смелая идея использовать автостраду на время распутицы как… аэродром».
Вот как сам Александр Покрышкин вспоминал об этом:
«Возвращаясь в дивизию по широкой автостраде, я вдруг подумал, что можно посадить самолеты прямо на ней. Чем чаще попадались прямые участки дороги без мостов и других препятствий, тем больше я убеждал себя в реальности такого необычного выхода».
После того как комдиву и его ведомому удалось благополучно приземлиться на автостраде, началось перебазирование на новый «аэродром» других летчиков. Самолеты маскировали в лесу рядом с дорогой. Никто не знал, как превращать автостраду в аэродром. Приходилось постоянно импровизировать. Брошенными немецкими планерами перекрыли трассу, чтобы проезжающие машины не мешали летчикам. В результате дивизия Покрышкина смогла обеспечить стабильное прикрытие пехоты с воздуха. Наградой за находчивость стали большие потери Люфтваффе.
Дело было в том, что немцы вынуждены были бросить в бой большое количество истребителей FW-190, пилотируемых очень неопытными, недоученными летчиками. Они становились достаточно легкой добычей «покрышкинцев»…
Такая способность советских воинов искать и находить нестандартный выход из, казалось бы, безвыходной ситуации стала одним из составляющих Победы, а вовсе не погода, которая, по мнению «обличителей» Красной Армии, всегда почему-то «воевала» исключительно на советской стороне.
