Полковник президент: почему Путин отказался от звания генерала

Романтика разведки
Свои первые офицерские погоны Владимир Путин получил, попав в органы госбезопасности. Российский лидер признавался в увлечении «романтическими рассказами о работе разведчиков» — и это привело его в школу КГБ. В 1985 году майор Путин отправился по линии внешней разведки в Дрезден (ГДР), а пять лет спустя вернулся оттуда уже подполковником.
На родине будущий президент дважды подавал рапорт об отставке, ведь оппоненты руководства Ленинграда могли использовать его «чекистский» статус в политической борьбе против демократа Анатолия Собчака. Однако в 1990 году прошение затерялось, и повторный рапорт в КГБ получили уже в разгар путча ГКЧП 20 августа 1991 года. В этот раз процедуру увольнения в запас удалось завершить — благодаря личному вмешательству Собчака.
Впрочем, в запасе будущего президента ожидало еще одно повышение — уже до полковника. В этом звании Владимир Путин остается до сих пор.
Как стать генералом
По Конституции РФ присвоить генеральское звание может только президент России. Но это и нескромно, и не в российской традиции — так не поступали не только в советские годы, но и в царские времена.
Русские императоры на всю жизнь оставались в том звании, в котором вступили на престол: командовавший двумя корпусами в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов Александр III так и остался генерал-майором, а взрослевший в мирную эпоху Николай II сохранил звание полковника свиты.
В советское время руководители страны получали высокие звания, но присваивали себе их не сами. Иосиф Сталин стал генералиссимусом, а Леонид Брежнев — Маршалом Советского Союза указами Президиума Верховного Совета СССР. Никита Хрущев и Юрий Андропов свои генеральские звания получили еще до того, как возглавили страну.
Однако высокие звания не давали руководителям страны «никаких дополнительных возможностей», рассказывает Игорь Коротченко. Сталин и без погон генералиссимуса был «полновластным хозяином» государства, но тем не менее получил высшее воинское звание за вклад в разгром фашистской Германии. А маршальские звезды Брежнева причиняли больше неудобств, «вызывая неодобрение народа».
Да и в целом золотые погоны нетипичны для демократических республик, таких как Россия. Если монархи обладают фельдмаршальским чином — сейчас такой у английского короля Карла III, испанского монарха Филиппа VI, шведского государя Карла XVI Густава, — то президенты обычно довольствуются статусом Верховного главнокомандующего, если, конечно, не вступили в должность уже высшими офицерами. Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны является по конституции и российский лидер.
А нужно ли?
Возможностью получить генеральское звание Путин все равно бы не воспользовался. Он сам объяснял такое решение в ходе прямой линии 2011 года.
«Я помню сцену, когда [первый президент РФ] Борис Николаевич Ельцин предложил мне занять должность директора ФСБ, и, когда я к нему пришел, он объявил о решении присвоить мне звание генерала — а я полковник, как известно, — рассказывал Путин. — Я сказал Борису Николаевичу, что в свое время я покинул военную организацию и считаю нецелесообразным в нее возвращаться. Я родом из этой организации, и давайте я буду первым невоенным директором Федеральной службы безопасности. Я помню, он удивился и сказал: „Ну ладно“.
Коротченко отказ будущего президента от звания генерала оценивает как решение „человека и профессионала“. „Путин выбрал служение России без генеральских погон. Это был его сознательный выбор, который был продиктован стремлением целиком сосредоточиться на реальной оперативной работе, а не на “парадных» аспектах, — объясняет военный аналитик. — Он работал на результат и этих результатов достиг".
«Надо понимать, что штатная категория должности директора ФСБ — это генерал армии. И Путин мог бы за буквально считаные годы получить это высокое звание, — указывает Коротченко. — Однако он считал, что в качестве гражданского директора ФСБ сможет работать, очевидно, без присвоения генеральских званий, целиком сосредоточившись на главном». Путин, добавляет Коротченко, посчитал, что повышение в звании было бы неэтично по его профессиональному кодексу чести.
С тех пор Путин от своего выбора так и не отказался. Он заверял, что перспектив присвоения ему еще более высокого — маршальского — звания тоже нет. «И, уверяю вас, никогда не будет», — подчеркивал глава государства.
Военные звания — военным
Российский президент отказывается и от звания генерала зарубежных вооруженных сил — пусть даже и союзной Белоруссии. Президент этой страны Александр Лукашенко несколько раз говорил о своем желании получить звание полковника Российской армии, предлагая Путину взамен генеральское звание в Вооруженных силах Белоруссии. Путин вроде бы и не против был дать полковника коллеге. «Если я обещал — сделаем», но замечал: «Военные звания нужны прежде всего военным».
Такого же подхода Путин придерживается и в вопросах формы одежды, когда выступает в качестве Верховного главнокомандующего. В то время как Лукашенко может похвастаться мундиром маршальского кроя с белорусским гербом на золотых погонах, российский президент появляется в камуфляже без знаков различия, кроме разве что небольшого шеврона «Верховный главнокомандующий ВС РФ» или еще короче — «Президент РФ».
Полковник с заслугами генерала
Полковником в системе КГБ СССР стать было нелегко, тем более в короткие сроки. «Это соответствует уровню начальника отдела в одном из главных управлений центрального аппарата КГБ. Его получают далеко не все, — объясняет Коротченко. — Надо иметь серьезный послужной список, конкретные оперативные результаты».
«Судя по тому, что вспоминают его сослуживцы, одногруппники, люди, которые работали вместе с ним в Дрездене и в Ленинграде, Путин отличался целеустремленностью и эффективностью, — добавляет военный аналитик. — Он был заточен на работу в органах государственной безопасности, на службу нашему государству».
«Это честно полученное звание полковника», — резюмирует Коротченко.
Кредо президента
Как отмечал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, главе государства не до формальных званий: «Работает он президентом, и очень много дел у него».
«Он же не является кадровым офицером, он сосредотачивается на других вопросах, — пояснял Песков. — Президент это звание заслужил многократно, но это не является для него приоритетом».
«Путин очень тонко чувствует время, настроение, а самое главное — у него есть определенный кодекс чести и поведения, который он однажды выработал и которого придерживается всю жизнь», — заметил Коротченко.
Сам Путин так сформулировал свое кредо: «Генеральских званий не имею, чинов, но верно служу народу».
