Подводные газовозы - прорыв в технологиях или утопия?

Новая идея или старый замысел?
Президент России Владимир Путин на Форуме будущих технологий, который прошел в Москве, заявил, что страна работает над проектом подводных атомных газовозов. Эта идея не нова, но ранее сам президент отнесся к ней с иронией. Однако теперь, по его словам, специалисты «Газпрома» и «Новатэка» убедили его, что такой способ транспортировки возможен и рентабелен.
Идея перевозки сжиженного природного газа (СПГ) на подводных судах была предложена несколько лет назад Михаилом Ковальчуком, президентом Курчатовского института. Тогда она казалась фантастической, но теперь обсуждается как серьезная инициатива.
Почему под водой?
Согласно заявлениям Путина, подводные газовозы обладают рядом преимуществ:
- Возможность перевозки газа в условиях Арктики даже при сложной ледовой обстановке.
- Безопасность хранения СПГ на глубине, где он менее подвержен внешним воздействиям.
- Экономическая выгода, заявленная экспертами.
Однако критики проекта, в том числе блогер и аналитик Анатолий Несмиян, сомневаются в его реалистичности. Он отмечает, что Россия до сих пор испытывает трудности со строительством обычных надводных танкеров, поэтому идея создания атомных подводных судов выглядит еще менее осуществимой.
Реальность или освоение бюджета?
На данный момент Курчатовский институт уже заключил с «Газпромом» договор на разработку концепции подводного газовоза. Михаил Ковальчук уточнил, что судно будет выполнять роль подледного челнока для перевозки СПГ по Северному морскому пути.
Однако остается открытым вопрос: действительно ли проект технически осуществим или это очередная попытка привлечь финансирование под громкий лозунг? Многие эксперты считают, что создание подводного танкера потребует не только значительных финансовых вложений, но и уникальных инженерных решений, которых в России пока нет.
Таким образом, проект подводных газовозов звучит амбициозно, но пока остается на стадии обсуждений. Если Россия действительно сможет разработать и построить такие суда, это станет технологическим прорывом. Однако опыт показывает, что подобные инициативы часто остаются лишь на бумаге, а главными их выгодоприобретателями становятся нефтегазовые корпорации и приближенные бизнесмены. Реализуемость идеи покажет время, но пока она вызывает больше вопросов, чем ответов.
