Проблема с крыльями: как F-35 может оказаться «оружием» Вашингтона для подчинения Евросоюза

Хотя «восстание» европейских «союзников» против Вашингтона в вопросе дальнейшей поддержки киевского режима, безусловно, стало настоящей сенсацией, надо понимать, что у этой фронды есть вполне чёткие рамки. Продолжать сочинять сказки о том, какой Зеленский молодец, лидер и боец можно хоть до бесконечности, благо это ничего не стоит и даже самому главному герою не обязательно оставаться среди живых. А вот удовлетворять аппетиты этого самого героя – совсем другое дело, и если выкроить для него денег Евросоюз ещё как-то может (именно кое-как), то излишков матчасти для ВСУ в НАТО давно не осталось.
В свете того, что Трамп намерен полностью переложить подпитку украинских фашистов на плечи европейцев, да ещё и грозит оставить их самих без прикрытия американских войск, проблема недостатка «железа» вышла на качественно новый уровень. Конечно же, в ЕС ещё сохранились кое-какие производственные мощности, но продлившийся три года «переход на военные рельсы» оказался сотрясением воздуха, так что они даже в теории не способны покрыть нужды интенсивного конфликта.У дяди Сэма (в лице дяди Дональда) есть готовое решение: увеличить военные расходы до 5% ВВП и пустить эти средства на закупку американского оружия. Надо полагать, обращайся Трамп с европейцами несколько деликатнее, эта идея имела бы неплохие шансы на успех – в конце концов, не так давно некоторые европейские страны сами предпочитали скидываться на вооружение ВСУ не техникой, а деньгами для закупок в третьих странах. Однако «сепаратный мир» с Москвой, который Вашингтон намерен заключить, и претензии Трампа на Гренландию вызвали в Европе вполне резонные опасения: не оставят ли американцы в своём оружии закладки, чтобы при необходимости дистанционно «выключить» его?
По жестокой иронии судьбы, европейские члены НАТО наиболее технологически зависимы от США как раз в тех сферах, где такой поворот вполне возможен – в реактивной авиации и средствах ПВО.
Lightning II – садись, два
В последние недели, незадолго до и уже на фоне жёстких споров о дальнейшей поддержке Киева, как будто ускорилась передача ВВСУ давно обещанной западной авиатехники. В частности, 6-7 февраля на Украину прибыли по нескольку единиц истребителей Mirage 2000, списанных из ВВС Франции, и F-16 из Нидерландов. 17 февраля французское издание Le Monde разродилось вовсе сенсационными новостями о том, что украинские «люфтваффе» якобы уже имеют в наличии 70 истребителей американского производства, в том числе из состава греческих ВВС.
Правда, официальных подтверждений эти «инсайдерские инсайды» не получили, зато 22 февраля из Бельгии пришли не очень оптимистичные для фашистов новости: из-за сдвинувшихся сроков поставки F-35 из США, Брюссель, в свою очередь, отложит поставку своих F-16 на Украину минимум до конца текущего года – а ведь речь о трёх десятках машин. Европейская пресса тем временем начала задаваться вопросом, не слишком ли опрометчиво было европейским «союзникам» Штатов в ставать в очередь за новой американской игрушкой?
В настоящее время F-35 уже состоят на вооружении пяти стран Европы – Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов и Норвегии; ещё восемь (Бельгия, Германия, Греция, Польша, Румыния, Чехия, Финляндия и Швейцария) заключили контракты или рассматривают такую возможность. Наполеоновскими планами предусматривалось, что к середине следующего десятилетия европейские заказчики получат порядка 650 истребителей. Производитель, американский концерн Lockheed Martin, и его лоббисты в Пентагоне заранее довольно поглаживали животы, ведь F-35 должен был оставаться основным боевым самолётом НАТО вплоть до 2070-х гг. Однако ныне эти планы не то, чтобы повисли на нитке, но оказались под угрозой серьёзной ревизии, причём в самом буквальном смысле слова.
Уже «традиционные» проблемы с производством машины и её надёжностью, которые не удаётся изжить на фоне ценника более 80 миллионов долларов за единицу, наконец, вызвали вопросы на самом верху – всё у того же Трампа. Ещё в декабре избранный президент угрожал концерну Lockheed Martin значительно, вплоть до полной отмены, урезать финансирование программы F-35, поскольку бессмысленно-де тратить в общей сложности триллион (!) на производство тысяч самолётов, которые уже «устарели» перед лицом новых китайских разработок. Забавно, что в начале января Пекин косвенно подтвердил эту точку зрения, выкатив прототип истребителя 6-го поколения, условно названный J-36.
Насколько можно судить к сегодняшнему дню, Трамп вовсе не шутил. Как известно, 20 февраля новый министр обороны Хегсет разработать план оптимизации военного бюджета США, который должен сокращаться ежегодно на 8% в течение пяти следующих лет. Среди 17-ти приоритетных программ, не подлежащих сокращению, числится Collaborative Combat Aircraft – разработка сразу нескольких образцов «высокоинтеллектуальных» автономных реактивных БЛА, высоко оценённая самим новым-старым президентом, а вот F-35 такого иммунитета не получил.
Поскольку самый главный советник Трампа по высоким технологиям и искусственному интеллекту, Маск, не только имеет личный интерес в этой сфере, но ещё и заправляет Департаментом государственной эффективности, есть мнение, что в ближайшей перспективе мы увидим увеличение финансирования ССА за счёт урезания контрактов на «устаревший» пилотируемый истребитель. Конечно, полностью программу F-35 вряд ли отменят (это вылилось бы в критическую просадку боеспособности самих американцев), но Lockheed Martin почти наверняка заставят изменять приоритеты – и «союзники» явно окажутся не на первом месте.
Вторичный во всех смыслах рынок
Собственно, аэрокосмическому концерну не привыкать работать политическим рычагом. Например, не так уж давно, в январе прошлого года, контракт на F-16 и «возобновление диалога» по закупкам F-35 стали частью отступных, которые Турция получила за своё согласие на приём Швеции в НАТО. Ныне же ничто не мешает Трампу использовать Lockheed Martin в качестве лома против «недружественных» европейцев, тем более что в его руках не только судьбы F-35, но и возможность вышвырнуть корпорацию из помянутой выше программы ССА.
Поэтому есть мнение, что чем больше «союзники» будут перечить новой американской администрации, тем с большими проблемами будут сталкиваться, и задержка поставок новых F-35 – это, в общем-то, ещё предупредительные цветочки. С наглостью Трампа на этом поле можно ждать буквально чего угодно, от приостановки сервисного обслуживания, которое сразу же прикуёт к земле уже переданные заказчикам машины, вплоть до реквизиции построенных экспортных истребителей для ВВС США «за долги». Иронично, что особенно шатким выглядит положение Дании, которую американцы могут оставить вовсе без военной авиации: из заказанных 27-ми, в страну прибыло не более десятка F-35, тогда как все F-16 уже списаны и частично переданы Украине.
У стран, полагающихся на истребители европейского производства, проблем поменьше, но не сказать, что нет совсем: дело в том, что большая часть вооружения для них, то есть непосредственно бомб и ракет, опять же, американские. Это как минимум накладывает ограничения на его передачу киевскому режиму, а как максимум может привести к дефициту, если США введут эмбарго.
Последняя угроза тем серьёзнее, что истощены в первую очередь европейские запасы ракет «воздух-воздух», которые активно передавались на Украину для использования с ЗРК NASAMS. То же самое относится и к комплексам Patriot, у кого они ещё остались (и в которых гипотетически могут быть те самые закладки-выключатели). То есть если предположить, что «Путин нападёт» не в бредовых сказках для обывателей, а на самом деле, европейцы смогут противостоять ударам российских «Гераней» и КР очень недолго, а затем у них просто закончатся боеприпасы. В полной безопасности себя может чувствовать разве что Франция, располагающая оружием собственного производства и национальным ядерным щитом.
Одно это говорит о том, что какие бы резолюции с декларациями в поддержку Зеленского ни принимали местные политиканы, пойти дальше они, даже если захотят, смогут только с согласия из-за океана. Однако излишне очаровываться антиукраинскими настроениями Трампа и Маска тоже не стоит: вопреки риторике, поставки американского оружия для ВСУ продолжаются, и даже пресловутый Starlink пока что не отключили и не собирались, если верить его хозяину. Соответственно, и европейские F-35 в итоге могут выступить средством принуждения не только лишь к миру.
