Движение вверх. Любимова раскрыла причину провала отмены русской культуры

Какие наши мультфильмы востребованы в Европе и на Ближнем Востоке? Как «Холоп» покорил Турцию? Почему на наши музыкальные конкурсы приезжают исполнители со всего мира? Заняла ли тема специальной военной операции своё достойное место в искусстве?
На эти и другие вопросы «АиФ» в эксклюзивном интервью ответила министр культуры России Ольга Любимова.
«Пусть растут все цветы»
Aif.ru:— Ольга Борисовна, вы как-то заметили, что Россия производит в среднем пять кассовых фильмов в год, Голливуд — 60. А мы сможем их догнать?
Ольга Любимова: — С тех пор, как я это говорила, прошло время. И сейчас мы снимаем не 5, а уже примерно 10 кассовых фильмов. А раньше радовались одному-единственному, который появлялся под Новый год. Так что, пользуясь названием одной из кассовых лент, которая заработала в прокате 3 млрд рублей, в вопросе кинопроизводства у нас происходит движение вверх («Движение вверх» — фильм о победе мужской сборной СССР по баскетболу над сборной США в финале Олимпиады-1972. — Ред.). Например, в ковид всех «спас» добрый милый зверёк Чебурашка, заработав в прокате 7 млрд рублей. И таких миллиардников в прошлом году было уже 8. Убеждена, будет больше. И мы научимся зарабатывать на прокате даже летом. Ведь как только становится тепло, люди перестают ходить в торговые центры и в кинотеатры. Всем хочется на природу, купаться, жарить шашлык. Но мы надеемся, что качеством и популярностью картин мы научимся и в летнее время привлекать аудиторию в кино.
А помимо подвигов творческих команд, я бы обратила внимание на то, что во время ковида и с началом специальной военной операции правительством России несколько раз добавлялись средства на производство кино, что даёт возможность снимать ещё больше ярких, заметных, кассовых фильмов.
— Киностудии «Ленфильм», «Мосфильм» когда-то выпускали шедевры. А как сейчас? Одновременно с этим, Москва, например, отгрохала гигантский суперсовременный кинокластер «Москино». Есть за этим перспектива?
— Я с радостью хочу пригласить вас на «Мосфильм». Сегодня это современнейшая киностудия, одна из крупнейших в Европе. Карен Георгиевич Шахназаров, сохранив дух и атмосферу студии, сумел преобразить её в невероятно успешный коммерческий проект. Если вам захочется как зрителю сходить в крутейший кинотеатр, милости просим. Если вам захочется как продюсеру снять там павильон, вот тут придётся постоять в очереди, потому что всё сдано. Если вы, например, художник, и вам нужно подобрать оправу, которую носили ваши ровесники, жившие во времена императрицы Екатерины, то вы можете выбрать её на сайте «Мосфильма». Ребята, занимающиеся реквизитом, найдут вам всё, что угодно: от старинных автомобилей до фантастических костюмов.
Невероятно интересные проекты у Свердловской киностудии — и собственное производство, и великолепный кинофестиваль, и интересные мероприятия для местных кинематографистов. Так что я практически не беспокоюсь и за ее будущее.
— Вы долго занимались документальным кино. Российская документалистика признана во всём мире. А можно ли эти таланты применить и в игровом кино?
— Если человек хороший скрипач, почему бы его не использовать в качестве артиста балета? (Смеётся — Ред.) В этом нет необходимости. Я, например, обожаю документальное кино, и не факт, что, если бы продолжила и дальше заниматься этим творчеством, ушла бы в игровое кино. Находить какую-то невероятную историю в регионах, связанную с археологией, с человеческим подвигом, с фантастическими судьбами людей, потом разматывать этот клубочек, любоваться тем сценарием, что создал Господь Бог, мне как неигровику намного интереснее.
Но все, кто хотят сменить направление в творчестве, могут легко это сделать. Например, Игорь Волошин — очень популярный режиссёр, снявший взрослые драмы и триллеры, также выпустил «Волшебника Изумрудного города». А сейчас снимает «Буратино». И в процессе работы так сдружился с Алексеем Рыбниковым, нашим великим композитором, что параллельно готовит документальный фильм о нем. Так что пусть растут все цветы. Главное, чтобы отрасль гармонично развивалась.
Традиционные ценности через мультики
— Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Ближний Восток — гигантские кинорынки. Они и производят много всего, и потребляют много всего. Как мы представлены у них, и возможен ли взаимовыгодный обмен по линии БРИКС?
— Вы же понимаете, что три года назад ситуация в отношении наших продюсеров изменилась. И мы рады, что наши тесные связи с партнёрами из Китая, совместная работа с индийскими коллегами не дала нам остановиться на месте.
А вы знаете степень популярности российской анимации, будь то «Смешарики», «Фиксики» или «Маша и Медведь»? К вопросу о традиционных ценностях, спешу вам напомнить, что Маша из «Маши и Медведя» — девочка с покрытой головой и в длинном сарафане. Это вызывает невероятный отклик исламского мира. У наших весёлых и одновременно трогательных историй про маленькую девочку и огромного медведя, где прочитываются отношения папы и дочки, миллиарды просмотров. И «Маша и Медведь» откликается в сердцах итальянских пап, сербских, арабских и турецких. «Фиксики» прекрасно заходят как образовательно-просветительский контент в Турции. Кстати, панда в «Смешариках» появилась по просьбе китайских коллег. Китайские дети были уверены, что все смешарики живут в Поднебесной. А раз так, то почему в лесу есть все, кроме панды?
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что работа идёт. Индийское кино, как вы помните, и известные латиноамериканские сериалы были в своё время популярны в Советском Союзе. Возвращение подобного рода картин в российские кинотеатры — постепенный процесс. Индийское кино перестало быть массовым, потому нам нужно снова привыкнуть его смотреть и научиться смотреть китайское кино. Китайскому зрителю, кстати, тоже. Они берут российское кино в прокат, тщательно его изучают. Поэтому получить прокатное удостоверение в Китае очень сложно. Но надо знать наших продюсеров, они бьются за «Печать дракона» (так называется прокатное удостоверение).
— Турецким сериалам без труда удалось стать популярными у нас.
— Турецкие сериалы — сентиментальные, пронзительные, они рвут сердца наших женщин. А туркам пришёлся по вкусу наш «Холоп». Франшизу купили сразу несколько стран. Успех, думаю, обусловлен запросом на социальную справедливость. Помните главного героя? Мажор, который стал крепостным, бесправным конюхом. Такой сюжет цепляет, триггерит многих молодых людей в разных странах мира. «Холоп» уже вышел на французском и турецком. А у нас тем временем готовится «Холоп-3».
К нам приезжали и приезжают выдающиеся музыканты со всего мира. Потому что они уверены, что, если ты победил, значит, ты — лучший, а не потому, что тебя на этот конкурс прислала политически удобная страна.
Мы никого не отменяем
— Осенью прошлого года в Петербурге прошёл культурный форум. Было немало ваших коллег из разных стран. Как вам кажется, эта вся западная истерия по отмене русской культуры, провалилась? Или что с ней?
— Истерили-то политики. А если вы помните, в разгар отмены нашей культуры итальянская «Ла Скала» не снимала афиш с именами великих русских композиторов и наших прославленных исполнителей. Ильдар Абдразаков блистал в «Борисе Годунове» тогда, когда все кричали, что не будет ни Пушкина, ни Чайковского, ни Прокофьева. Скажу вам больше, по российским музыкантам и артистам балета соскучились наши европейские коллеги. Откуда мы это знаем? А горизонтальные связи между деятелями культуры не отменялись. И в Российской Федерации никого не отменяли. Люди, которые уехали, — это люди, которые уехали. Но если бы мы в этот момент позволили себе отменить «Золушку» Прокофьева в Петербурге из-за украинского балетмейстера, боюсь, это было бы ошибкой. Потому что мы понимаем, что в этой постановке задействовано более 200 человек, и около тысячи зрителей приходят на нее в театр. Кому сделаем хуже?
И конкурс Петра Ильича Чайковского, и конкурс Сергея Васильевича Рахманинова, и конкурс артистов балета имени Юрия Николаевича Григоровича проходят в нашей стране. Мы звали всех на него. У нас побеждали английские дети, японские, мы болели за итальянцев, а вместе с ними за всех талантливых ребят. И приехавшие к нам никогда не думали, что раз они из Италии, то в этом году им ничего не светит. То, чем изуродован профессиональный спорт, музыки не коснулось. К нам приезжали и приезжают выдающиеся музыканты со всего мира. Потому что они уверены, что, если ты победил, значит, ты — лучший, а не потому, что тебя на этот конкурс прислала политически удобная страна.
— Вы затронули тему СВО, выскажу одно суждение. Кажется, до сих пора мало работ в театре, кино, да и в литературе, посвящённых теме специальной военной операции? Надо подождать какое-то время, чтобы осмыслить происходящее?
— Да, мало драматургии, это я могу вам с горечью сказать как театровед в анамнезе: её вообще мало хорошей, на любую тему. Если вы мне назовёте парочку удачных свежих пьес, буду вам благодарна.
Много художников буквально с первых месяцев мчались в зону СВО, чтобы запечатлеть страшную натуру. Спасибо нашим военным корреспондентам. Делая современные репортажи, они ничем не отличаются от своих славных предшественников с «Лейкой» и блокнотом, которые трудились в Великую Отечественную войну, а позже работали в Чечне, в Афганистане, на Ближнем Востоке.
Первые фильмы о СВО тоже начали появляться. «Позывной «Пассажир» снят по книге Александра Проханова, которая, правда, была посвящена не событиям последних трёх лет, а всему последнему десятилетию в Донбассе. Появились и сериалы о событиях в Донбассе. И мы видим по конкурсам в Фонде кино, в Министерстве культуры, и по заявкам в Президентский фонд культурных инициатив, что сценарии о событиях в зоне СВО появились, став более глубокими и продуманными. А какие стихи пишут ребята, которые в этот момент служат, и защищают нас с вами! Я несколько раз встречалась с ними. И главная моя задача на этих встречах была не плакать в тот момент, когда они читают свои работы.
В первые же недели СВО была собрана невероятная команда музейных сотрудников. Они вместе с военными собирают тысячи артефактов и делают потрясающие выставки в разных музеях страны. Знаете, Исторический музей на Красной площади в Москве — шеф маленького краеведческого музея в ЛНР.
Всё не зря
— В последнее время складывается ощущение, что у нас существует кадровый голод в искусстве. Владимир Машков, Константин Богомолов, Евгений Герасимов — у каждого режиссёра по два театра. У Валерия Гергиева две лучших сцены страны вообще в разных городах.
— Это кадровый голод. Помню, что впервые о нём заговорили в 1990-е. У нас были великие художественные руководители: Галина Волчек, Петр Фоменко, Лев Додин, Олег Табаков. И после такого мастера и художественного руководителя труппа превращается в сирот. То есть был единственный лидер, был Акела, и Акелы не стало. Требуется время, чтобы нашёлся человек, которого этот коллектив услышит и примет.
Да, у нас мало молодых директоров театров. Мы сейчас бьёмся за то, чтобы такие управленцы в сфере культуры появлялись. Учим их быть именно руководителями. Кто такой директор музея? Это учёный, продюсер или обаятельный экскурсовод? Так что кадровые решения — одни из самых сложных. Бывает так: назначили, а через три месяца у одного корона вырастает с горностаевой мантией, другой уезжает по всем возможным мероприятиям и фестивалям. Ты ему вслед: подожди, а где план выставок или постановок? А бывает обратная история, когда талантливого назначаешь на пост директора. И думаешь, как он справится со всей этой отчётностью? Хочу привести в пример Константина Юрьевича Богомолова — он эрудированный режиссёр-филолог с массой творческих планов. И при этом он умеет и про лампочки разговаривать, и доходность от продажи билетов повышать. Таких профессионалов мало, но мы работаем над этим.
Очень важно, чтобы люди, которые занимаются культурой, занимались ею не вопреки, а благодаря.— Ольга Любимова
— В январе 5 лет, как вы занимаете пост министра культуры. Можно подытожить, что вам удалось, а чего не удалось? И что ещё предстоит достичь на этой нелёгкой работе?
— Я вечно рефлексирую и завидую людям, которым нравится всё, что они делают. Но я абсолютно счастлива, как работает наша команда Министерства культуры. Я являюсь её частью восьмой год и вижу сделанное всеми нами: 3 тысячи полностью обновлённых объектов, 7 тысяч учреждений культуры, которые получили новое оборудование, библиотеки, которые получили новые книги. Приезжаешь в Рязань или в Пермь и видишь счастливых зрителей обновленного театра, вот тогда и понимаешь, что всё не зря.
Очень важно, чтобы люди, которые занимаются культурой, занимались ею не вопреки, а благодаря. У нас в стране домонгольской фрески больше, чем специалистов по этому периоду в искусстве. И лишний раз стоит подумать, идти ли молодым людям в строители или имеет смысл получить лицензию реставратора, и тогда откроются бескрайние миры.
Хочется, чтобы всем людям искусства жилось в радость, чтобы заказов, проектов и планов у них было много. И тревоги, если и были, то только по поводу того, насколько здорово получится тот или иной проект. Поэтому у меня, у всей нашей команды и у моих будущих последователей столько прекрасных дел ещё впереди! Трудись и радуйся.
