Обозреватель ТАСС
Жесткая перебранка, в которую вылились прошедшие в Белом доме переговоры президента США Дональда Трампа и вице-президента Джеймса Дэвида Вэнса с Владимиром Зеленским, называющим себя президентом Украины, — это, несомненно, главная тема всех мировых СМИ и соцсетей. Шоу в Овальном кабинете стало кульминацией тех непростых отношений, которые сложились между главными действующими лицами пьесы под названием «Конфликт вокруг Украины». Но кульминации неизбежно предшествуют завязка и развитие сюжета.
Действие первое, картина первая. В сентябре 2019 года в США разразился скандал, получивший название «Украинагейт»: в СМИ просочились сведения о том, что президент Дональд Трамп в телефонных разговорах с новоизбранным украинским президентом Владимиром Зеленским добивался от того предоставления компромата на своего главного соперника на предстоящих выборах — демократа Джо Байдена. Конгресс США начал в отношении Трампа процедуру импичмента. Отстранить президента-республиканца от власти не удалось, но осадочек остался: согласно многочисленным свидетельствам, Трамп затаил обиду на Зеленского, чье имя оказалось неразрывно связано с попыткой импичмента.
Действие первое, картина вторая. Сентябрь 2024 года. Действующие лица те же, но их роли поменялись: Байден президент, Трамп — кандидат в президенты, Зеленский — просроченный президент, чьи полномочия истекли несколькими месяцами ранее. Впрочем, в США и на Западе в целом его продолжают принимать как главу государства. Именно в этом качестве Зеленский отправляется в США, чтобы в разгар кампании по выборам президента встретиться с обоими кандидатами — республиканцев Трампом и демократкой Камалой Харрис. Трамп — явный фаворит, но Зеленский, как и его европейские покровители, «топит» за Харрис. На военно-транспортном самолете, предоставленном администрацией США, он летит в Пенсильванию на военный завод, выпускающий боеприпасы для украинской армии. В поездке его сопровождают сторонники Харрис. В лагере республиканцев обвиняют Зеленского во вмешательстве в выборы. Трамп обижается на Зеленского и отказывается от встречи с ним, но после слезного обращения Зеленского все же соглашается на встречу в своем нью-йоркском небоскребе. По итогам сорокаминутной встречи сторонам не удается прийти к согласию: Трамп отвергает предложенный Киевом «план победы», включающий в том числе распродажу запасов украинских недр, и настаивает на быстром урегулировании конфликта; Зеленский хочет продолжения боевых действий и просит больше денег и оружия, а также принятия Украины в НАТО и предоставления ей гарантий безопасности. В параллель встрече кандидат в вице-президенты США республиканец Джей Ди Вэнс публично заявляет о том, что конфликт должен быть прекращен как можно скорее, не исключая при этом территориальных уступок со стороны Украины.
Действие первое, картина третья. Декабрь 2024 года. Трамп, уже победивший на выборах, но еще не вступивший в должность, по приглашению президента Франции Эмманюэля Макрона приезжает в Париж на церемонию открытия собора Нотр-Дам, восстановленного после пожара. Туда же приезжает и Зеленский. За закрытыми дверями Елисейского дворца проходит 20-минутная встреча «на троих», по ее итогам не звучит никаких заявлений. По сообщениям информагентств, во время встречи Макрон и Зеленский были «на одной волне» и убеждали Трампа в необходимости продолжения всемерной поддержки Киева и предоставления ему гарантий безопасности. Сам Трамп в принадлежащей ему соцсети Truth Social оставляет запись, в которой утверждает, что «Зеленский и Украина хотели бы заключить соглашение» с Россией. И вновь повторяет свой тезис: «Необходимо срочно прекратить огонь и начать переговоры».
Действие второе, картина первая. 12 февраля Трамп проводит телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. Разговор длится полтора часа, в течение которых лидеры двух стран обсуждают большой круг вопросов, в том числе и урегулирование на Украине. По итогам беседы Трамп заявляет о договоренности немедленно начать переговоры и «очень тесно» сотрудничать в поисках дипломатического урегулирования конфликта. Американский президент также объясняет, что позвонил сперва Путину, а не Зеленскому, поскольку хотел выяснить позицию России: «Теперь я знаю, что Россия хочет заключить сделку». С Зеленским Трамп тоже проводит разговор, но тот не скрывает своего недовольства очередностью звонков: «Звонки — это звонки, я все понимаю, но встречи для нас приоритет: Украина — Америка». И добавляет: «Я это очень четко артикулирую нашим партнерам. Любые двусторонние переговоры про Украину, я не о других темах, любые двусторонние переговоры про Украину без нас мы не будем принимать».
Действие второе, картина вторая. 14-16 февраля в Мюнхене проходит традиционная конференция по безопасности, обернувшаяся сущим кошмаром для европейцев: Джей Ди Вэнс открыто обвиняет их в отходе от принципов демократии, отсутствии свободы слова, введении цензуры. Европейцы, натурально, бьются в истерике, ставший за последние годы непременной «приглашенной звездой» подобных сборищ, нервно пьет воду в сторонке и бурчит, что «украинцы полностью против выборов и не хотят о них говорить». А кому не нравится, тот может «выбрать другое гржданство». «Европейцы в шоке, украинцы в немного меньшем шоке, потому что у нас шок каждый день», — комментирует итоги конференции советник офиса Зеленского. Макрон спешно организует два европейских мини-саммита — один в офлайне, другой вирутальный — и пытается убедить партнеров по ЕС согласиться на ввод европейских войск на Украину. Партнеры осторожничают, говорят, что без поддержки США такая затея едва ли осуществима. Рисковать никому не хочется.
Действие второе, картина третья. Вслед за конференцией в Мюнхене высокопоставленные представители России и США проводят четырехчасовые переговоры в Эр-Рияде, на которых обсуждают восстановление отношений между двумя странами и ряд международных проблем, в том числе урегулирование на Украине. Предложения по урегулированию включают и обязательное проведение выборов. Вслед за этим Трамп обрушивается с публичной критикой на Зеленского: называет того «диктатором без выборов», который «проделал ужасную работу» в плане урегулирования конфликта, так что теперь «его рейтинг одобрения упал до 4%». Президент США фактически обвиняет «имевшего скромный успех комика» в растрате американской помощи и заявляет, что «пришло время выяснить, что случилось со всеми деньгами». Зеленский пытается огрызаться, и тогда на него дружно наваливается все окружение Трампа — от вице-президента Вэнса до помощника по нацбезопасности Майка Уолтца, особенно беспощадно троллит Зеленского Илон Маск, обвиняющий просроченного украинского президента в убийстве американского журналиста Гонсало Лиры. Тем временем в Европе нарастает градус истерики. Глава МИД Нидерландов Каспар Вельдкамп предостерегает от «поспешного мира» на Украине, а премьер-министр Дании Метте Фредериксен и вовсе заявляет, что «мир на Украине будет опаснее войны».
Действие второе, картина четвертая. Параллельно Трамп усиленно навязывает Зеленскому сделку по редкоземельным металлам, которую рассматривает как возможность вернуть сотни миллиардов долларов, которые были потрачены Штатами на поддержку Киева. Сделка носит откровенно кабальный характер, но главное — не содержит никакий гарантий безопасности, которые Зеленский хотел бы получит не столько для Украины, сколько для себя лично. Он начинает выкручиваться, Трамп открыто выражает недовольство. Наконец, Киев подготавливает свой вариант сделки, и Зеленский собирается в Вашингтон. Окружение Трампа отговаривает его от этой поездки, тогда Зеленский в панике звонит Макрону, и тот уговаривает Трампа согласиться на встречу в Белом доме. «Пусть приезжает, если хочет», — соглашается Трамп.
Таким образом, вся логика пьесы подводит к тому, что кульминация просто не могла быть иной. Наблюдать ее лучше в прямом эфире, а мы попытаемся представить дальнейшее развитие сюжета.
Фактически Трампу удалось после этого шоу в Овальном кабинете сделать то, чего не смог добиться Макрон: объединить против себя Европу. Практически все европейские лидеры, за исключением вечного диссидента Виктора Орбана, поспешили заявить о поддержке Украины и лично Зеленского. Особенно отличилась глава европейской дипломатии Кая Каллас, которая заявила, что свободному миру нужен новый лидер. В воскресенье европейцы соберутся в Лондоне, чтобы обсудить свои дальнейшие шаги, а 6 марта пройдет экстренный саммит Евросоюза. Посмотрим, удастся ли им согласовать общую платформу. Хотя что-то подсказывает, что развязка пьесы будет сыграна на поле боя. А мирные соглашения станут неизбежным эпилогом.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru