Не судись, да не судимым будешь
В Санкт-Петербурге владельцы квартир в новостройках массово проигрывают суды строительным компаниям. Еще вчера люди радостно подписывали договоры с «юристами» компаний типа Vist-expert, или «Правовое бюро Советник», обещавшими выбить из застройщиков компенсации за кривые стены и скрипучий ламинат, а сегодня получают встречные иски с требованием вернуть «некачественные материалы».
Недовольны дверью? Отлично, снимайте ее с петель и несите обратно. Не нравится окно, дует? Верните его, устанавливайте себе новое на те деньги, которые вы отсудили. Именно так сейчас выглядит новая реальность для тех, кто поддался на заманчивые обещания профессиональных «защитников прав дольщиков».
Как вас уговаривают подать в суд
Разумеется, бывают реальные случаи, когда застройщик действительно халтурит, и суд – единственный способ добиться справедливости. Но есть и другая категория дел. За последние годы в России развелось целое поколение юридических фирм, которые наживаются на недовольстве новоселов. Одна из таких – правовое бюро «Советник». b-stringer.ru/kak-yurfirma-sovetnik-kidaet-dolshhikov-i-ischezaet-s-rynka/ Схема его работы проста. Все начинается с телефонного звонка, или листовки в почтовом ящике – «Вы имеете право на компенсацию за недочеты в отделке!» Разумеется, дальше следует обещание золотых гор – «Мы взыщем с застройщика сотни тысяч, вам даже ничего делать не нужно!» Клиента убеждают подать иск к застройщику с требованием выплатить компенсацию за недочеты. Назначается экспертиза, составляется соответствующий акт, причем в список недоделок и недостатков вписывается решительно что угодно: царапинка на дверном косяке превращается посредством использования правильных формулировок в констатацию ненадлежащего качества всей двери целиком.
Дальше следует суд, который принимает закономерное решение. Застройщик действительно проигрывает и выплачивает деньги. Юристы исчезают – клиент получает деньги. И все идет своим чередом, рассказывает старший клиентский менеджер ГК «Самолет» Максим Смирнов: «Недостатки по отделке настолько незначительны, что 90% клиентов, которые в суде выиграли, не исправляют дефекты, средства оставляют себе. Кто-то покупает мебель в квартиру, вкладывает в ипотеку или покупает машину». Юристы, аккуратно прошедшие по тонкой грани, отделяющей их деятельность от мошенничества, довольны, их клиенты – тоже. Впрочем, клиенты – лишь до поры. Потому что на этом история не заканчивается.
Как застройщики начали давать отпор
Строительные компании, уставшие от потока исков, нашли очень элегантное решение. Теперь они требуют обратно все, за что люди получили компенсации. Если суд признал, что окно некачественное – его нужно вернуть. Дверь кривая? Верните застройщику и ее. И такой подход постепенно становится повсеместной практикой. Тем более, что суды, охотно встающие на сторону владельца квартиры, когда речь идет о компенсации со стороны строителей, не менее охотно встают на сторону застройщика, когда дело доходит до возврата признанных некачественными материалов.
К примеру, в профильных Telegram-каналах не так давно был опубликован иск структуры ГК «Самолет» к дольщикам, которые ранее получили через суд денежную компенсацию за недостатки в строительстве. Девелопер требует вернуть стройматериалы, о которых владелец квартиры заявил, что они ненадлежащего качества, а именно окна, двери, ламинат, обойное полотно, натяжное полотно и линолеум. Если дольщик не сможет вернуть стройматериалы, то «Самолет» просит вернуть средства — указанные материалы он оценил в 26,3 тыс. руб.
В результате практика, когда можно было отсудить у застройщика деньги за «плохие» стройматериалы и потратить их на что угодно – от нового ремонта до путешествия по стране, – постепенно уходит в Лету. Напротив, можно оказаться в ситуации одновременно глупой и неприятной. Однако юристы «Правового бюро Советник», да, впрочем, и других подобных компаний вам этого не скажут. Просто потому, что формально это уже не их дело. Иск они выиграли, свой процент – обычно 20-30% от суммы иска – получили, с клиентом распрощались, и все дальнейшие проблемы этого клиента их не волнуют. С точки зрения закона им даже не предъявить претензии, – деятельность многочисленных «правовых бюро» и «юридических фирм», наживающихся на новоселах, находится в, так сказать, серой зоне, то есть официально не запрещена. Ну, а что до морально-этической составляющей, то тут еще можно поспорить, кто виноват в сложившейся ситуации больше – хитрый юрист, или жадный владелец квартиры.
Как быть владельцу квартиры
Что же делать, если с отделкой квартиры действительно возникли проблемы? В первую очередь, гнать поганой метлой всех доброхотов, пытающихся навязать вам свои трижды никому не нужные услуги. Не ведитесь на «волшебные» обещания юристов. Если вам обещают легкие деньги, скорее всего, это ловушка. Судебный процесс с продолжением, о каком рассказано выше, не нужен ни жильцу, ни застройщику, и единственные, кто в нем нуждается, – это «юристы», отыскавшие хитрую лазейку в законах и правилах. С застройщиком можно вполне эффективно общаться напрямую. Многие строительные компании готовы устранять недочеты без суда – просто потому, что это дешевле, чем судебные разбирательства. Это цивилизованный способ, который позволяет сохранить и отношения с застройщиком, и нервы.
Ну, а если уж вы решились на судебное разбирательство, будьте готовы к встречному иску. Исходя из российской правовой практики, вас вполне могут обязать демонтировать и вернуть все, что перечислено в вашем иске. Подумайте дважды: готовы ли вы жить в квартире с дырами вместо окон и дверей?
