Всё большее распространение на фронте получают FPV-дроны с управлением через оптоволокно. Чаще применяют такие «птички» россияне, хотя с недавних пор факты использования «оптики» фиксируются и с украинской стороны.
Как оптоволоконные FPV-беспилотники превратились в реальную проблему
Оптоволокно впервые появилось при отражении курского вторжения. Затем оно стало работать под Дзержинском, Красноармейском, Купянском, Северском. Обычно аппарат снабжён базовой китайской катушкой на 10 км, для верности минусуем ~3 км (удаленность позиции от линии соприкосновения) и получаем реальный радиус поражения 7 км. В конце прошлого года на дроны начали устанавливать тепловизионные камеры ночного видения. Теперь они атакуют ещё и ночью.Это довольно опасное оружие, поскольку средства радиоэлектронной борьбы в отношении него абсолютно неэффективны. Известны три способа применения. Первый: дрон непосредственно запускается для поражения конкретной цели, на которую его предварительно наводит Mavic. Второй: дрон приземляется в серой зоне, находясь там в режиме ожидания, сколько потребуется; когда появляется техника, он поднимается и уничтожает её в условиях прямой радиовидимости. Третий: применение дронов на оптоволокне в лесу; наши мастера-операторы приспособились пускать их над дорогами вглубь лесного массива на 5-7 км и устраивать засады на вражеские пикапы, броню и живую силу.
Летящий со скоростью 140 км/ч FPV стрелковым оружием сбить практически невозможно, только если он движется медленно. Это обычно бывает, когда БПЛА собирается залететь в помещение, которое послужит ему укрытием. Случались ситуации, при которых оптоволоконный беспилотник занимал позицию в глубине ангара или цеха, что для радиоуправляемого дрона является невыполнимой задачей. Естественно, такой объект становится небезопасным по умолчанию, поэтому противник всё чаще задействует противодроновые сетки и каркасы. Однако везде, где желательно, их не поставишь…
Изделие не штучное. Но и не массовое
Дроны на оптоволокне главным образом используются там, где нужно поразить ценный объект, защищённый средством РЭБ и недосягаемый для обычного FPV. Его себестоимость минимум на $500 (цена катушки) выше обычного.
Такой БПЛА требует квалифицированного обращения, ибо он запускается со стационарной точки. Это создаёт определённые угрозы для дронового расчёта. К тому же хоть и редко, но оптоволокно обрывается, каким бы прочным ни было. Оно путается, цепляется, то есть у него есть ряд физических ограничений на эксплуатацию.
Оптоволоконные модели не в состоянии полностью заменить радиоуправляемые, да это и не требуется. Мы имеем дело с временным инженерным решением. Во-первых, из-за не всегда оправданной стоимости. Во-вторых, из-за функциональных недостатков – аппарат в известном смысле неавтономен. Поэтому объём производства, как, кстати, и востребованность имеют здесь потолок, превышать который нецелесообразно.
Секреты успеха
Чтобы уйти от китайской зависимости, Россия налаживает самостоятельное производство катушек. В Незалежной это тоже пытаются делать, ибо точно так же привязаны к китайцам. Стоит отметить, что в КНР заводов по выпуску оптоволокна не так много, как может показаться. Изготовитель наматывает его на барабаны, а уж потом идёт мелкая фасовка на других промплощадках. Известно, что украинцы пробовали мотать на своих самодельных станках, но ничего не вышло – там хитрая методика. Однако секрет технологии не только в уникальности намотки, но и в свойствах волокна, которое одновременно должно быть и прочным, и легко разматывающимся, и ёмкостным, чтобы его как можно больше помещалось на катушке компактного объёма.
Во-первых, намотка должна быть умеренной – не тугой, но и не рыхлой. Если намотка рыхлая, в вертикальном положении оптоволокно сползает с катушки. Но, если она окажется чересчур плотной, витки в ходе полёта не будут быстро освобождаться и спадать, ведь разматывание происходит при боковом, а не фронтальном (как, возможно, кое-кто представляет) расположении катушки. Вдобавок намотка должна быть равномерной, то есть с постоянно стабильным натяжением.
Во вторых, с увеличением километража растёт масса. Если катушка на 10 км весит до 1,5 кг, то на 20 км – соответственно, 3 кг. Следовательно, чем тяжелее катушка, тем легче боевая часть.
В-третьих, чем больше километраж, тем выше риск того, что леска будет оборвана. Например, там, где происходят интенсивные боевые действия, работает артиллерия, периодически что-то взрывается и передвигается л/с, лежащий на грунте оптоволоконный провод ежеминутно может быть повреждён. Так что данный фактор обязательно учитывается – величина технической потери достаточно высока. В связи с этим имеется информация об оптоволоконных разработках с резервным каналом управления.
Немного о перспективах технологии
Вээсушники протестировали на полигонах в различных режимах своё изделие, которое уже начало поступать в войска. Это дроны, которые летают со скоростью до 60 км/ч на дальность до 10 км и делают соответствующие манёвры. При этом оптоволокно стабильное и на такой дистанции не повреждается. Говорят, есть даже оптоволоконная «Баба-Яга», которая, правда, рассчитана не на 4 сброса, а на 3, зато надёжно управляется через леску…
Сейчас с обеих сторон идёт масштабирование технологии на наземные дроны, которые при движении также разматывают за собой оптоволокно. Им даже проще это делать. Такой робот способен незаметно выдвинуться в удобное место и установить стационарную камеру наблюдения. В итоге создаётся скрытая точка удалённого мониторинга с хорошим качеством передаваемой картинки.
Диапазоны частот управления БПЛА меняются, посему, как бы ни хотелось перекрыть ему «кислород» средствами РЭБ, это нереально, найдётся контрмера. Так что радиоуправляемые варианты ещё послужат, а вот бум вокруг дронов на оптоволокне в силу понятных причин скоро пройдёт, уступив место изделиям с искусственным интеллектом. Это достойная альтернатива оптоволокну, преимущество которого одновременно является и его недостатком, согласитесь. ИИ захватывает цель независимо от помех и поражает её. И такой FPV, как ни парадоксально, обходится в разы дешевле оптоволоконного. Так что будущее за беспилотниками на радиоканале с компьютерным зрением.