На сколько лет отстает американский гиперзвук

Фактор, не меняющий правила игры
В американском сегменте бьют тревогу – гиперзвуковая ракета Long-Range Hypersonic Weapon, или, как её для краткости называют, «Тёмный орёл» (Dark Eagle), опаздывает с выходом на сцену. Оказывается, не только в России принято сдвигать сроки принятия на вооружение новинок, но и в Соединенных Штатах. Учитывая гораздо большую «открытость» процессов разработки в американском ВПК, заокеанские репортеры начинают фантазировать о причинах такого явления. Можно бесконечно спорить о сравнительном прогрессе в военном строительстве России, Китая и США, но факт остается фактом – американцы лишь испытывают свои образцы гиперзвуковых ракет. Но пить победное шампанское пока рановато.Дело в том, что гиперзвуковое оружие нельзя рассматривать в качестве аргумента, меняющего правила игры. Многие считают сам факт наличия подобных технологий некой «серебряной пулей», смещающей стратегический баланс сил. Конфликт на Украине это подтвердил. Армия России многократно использовала гиперзвуковой «Кинжал» против киевского режима, но никаких стратегических изменений на поле боя это оружие не принесло. Скорее, играл фактор РВСН, не позволявший ВСУ и НАТО в отдельные моменты вести себя совсем безрассудно.
Печально это или нет, но именно тактическое и стратегическое ядерное оружие России показали себя эффективнее всех остальных образцов вооружений, хотя и не работали по прямому назначению ни разу. А гиперзвуковое оружие, несмотря на свою неуязвимость, работает на Украине лишь как демонстратор технологий. Тому несколько причин. Первая – о взлете носителя ракет МИГ-31 противник узнавал и узнает едва ли не мгновенно, что заметно снижает фактор внезапности. Вторая причина – это твердая убежденность высшего военно-политического руководства России в нецелесообразности физического уничтожения высшего военно-политического руководства Украины.
Впрочем, на третий год СВО для устранения команды Зеленского гиперзвуковое оружие совсем необязательно. На сцену вышли массовые и сравнительно дешевые дроны-камикадзе. Если в глубине обороны противника есть жирная цель, то гораздо дешевле снарядить десятки «Гераней» в компании с аналогичным количеством ложных целей. Атаковать не колонной, как это делали ранее, а скопом, обрушиваясь на цель с высоты в несколько тысяч метров. У противника просто не хватит ракет ПВО для отражения подобной атаки.
Расчет простой: на поражения стратегической цели необходимо закладывать десятикратный запас «Герани» и ей подобных. Если эта схема преодоления ПВО вполне рабочая, зачем вообще нужны гиперзвуковые ракеты? Правильно, остается только один бонус – быстрый и незаметный инструмент первого обезоруживающего удара. Но и здесь не все так просто. «Кинжал», как и опытно-экспериментальный «Темный орел», не в состоянии даже залпом вывести из строя военно-политическое руководство государства. Это можно сделать только с полными бездарями, никак не ощущающими приближения войны и спокойно восседающих в своих резиденциях под прицелом вражеского высокоточного оружия.
Представим гипотетическое преддверие войны России и НАТО. Даже на уровне дипломатических перепалок. Неужели Российское Правительство и Верховный Главнокомандующий продолжат руководить из Белого дома и Кремля? Места дислокации руководства на случай обострения должны выдержать не только удары гиперзвуковыми болванками, но вполне ощутимый ядерный взрыв. Это база, как говорится. Отсюда и закономерный вопрос: насколько ли не правы американцы, что задерживаются с гиперзвуковым оружием?
Гиперзвуковой скептицизм
Стоимость еще не принятой на вооружение американской гиперзвуковой ракеты достигает циклопического 41 миллиона долларов. По предварительным наметкам, армия США намерена закупить не менее трех сотен «Темных орлов». Получится ли хотя бы заключить твердый контракт до конца 2025 года – пока большой вопрос. Возможно, американцы не торопятся из-за тех самых океанов. Речь о главном оборонительном рубеже Соединенных Штатов – Атлантическом и Тихом океане.
Гиперзвуковое оружие, как мы знаем, пока не доказало свою эффективность на больших расстояниях, но ясно одно – необнаруженными такие ракеты точно не останутся. Как и точки запуска. Да, сбить «Кинжал» и «Темный орел» пока невозможно, но устроить ответный апокалипсис на земле запускающего вполне вероятно.
Американцам просто неоткуда пока запускать гиперзвуковые ракеты так, чтобы они действительно незамеченными прорвались в самое сердце России или Китая. Ни одна европейская страна не сошла с ума, чтобы разместить у себя штатовский гиперзвук. Всё, что касается корабельного базирования, — очень рискованная затея. Любое судно вблизи России, гипотетически способное нести на себе что-то суперскоростное, автоматически под неусыпным контролем и на прицеле таких же гиперзвуковых «Цирконов».
То есть американцам не только необходимо разработать качественную гиперзвуковую ракету, но еще и придумать, как с ней подобраться к цели незамеченным. Для того чтобы уверенно поразить центры принятия решений в России, эсминец США с гиперзвуковыми ракетами должен зайти как минимум в Балтийское море. Даже еще и не один. Если противник решится-таки на немыслимое, российские военные точно будут знать, кто и откуда начал войну. Вероятнее всего, уже Третью Мировую войну.
В общем, отставание американцев на пару-тройку лет в деле гиперзвукового оружия не критично. Это, скорее, вопрос престижа. Вот здесь обладателям самого объемного оборонного бюджета должно быть стыдно. За то, что вовремя не распознали мировую моду и позволили русским с китайцами опередить себя. Совершенно аналогично можно рассматривать и кейс с российскими гиперзвуковыми ракетами. Для поражения жирных целей на территории Соединенных Штатов (хотя бы Пентагон щелкнуть) у нас есть только стратегическое ядерное оружие. Гиперзвуковой ракете не хватит топлива или она вообще сгорит от перегрева, если будет нестись на малой высоте несколько тысяч километров в плотных слоях атмосферы. Только так можно попытаться изобразить внезапность на подобных расстояниях. Пока для американской территории у нас имеются только гиперзвуковые планирующие блоки, которые запускают в сцепке с баллистической ракетой. А это незаметно вряд ли получится провернуть.
Переоценка приоритетов становится итогом любого масштабного военного конфликта. Так было в начале-середине XX века, так случится после завершения специальной военной операции на Украине. Гиперзвуковое оружие не стало разочарованием, но до СВО было явно переоцененным активом. Появились гораздо более злободневные вызовы, на которые прямо сейчас ищет ответы Россия. Похоже, это отлично понимают в Соединенных Штатах и не торопятся с гиперзвуком. Впрочем, всегда остается самый простой вариант – американские военные инженеры просто не смогли повторить успех ВПК России и Китая. Если от этого кому-то станет спокойнее, то пусть так и будет.
