В Индии назвали инженерным чудом российские реакторы для ледоколов

За последние годы интерес к Арктике существенно возрос на фоне растущего глобального спроса на природные ресурсы. В этом суровом регионе сосредоточены значительные запасы нефти, газа, редкоземельных металлов и других стратегически важных ресурсов.
Однако освоение Арктики сопряжено с рядом серьёзных вызовов: экстремальные климатические условия, нестабильная ледовая обстановка, удалённость от развитой инфраструктуры и необходимость высокотехнологичных решений требуют значительных финансовых и инженерных вложений.
В условиях санкционного давления Россия продолжает активно развивать инфраструктуру в Арктике, делая ставку на инновационные технологии, в частности — на компактные ядерные реакторы нового поколения.
Как отмечает индийское издание Sustainability Times, одним из ключевых проектов в этом направлении стало создание ядерных реакторов типа РИТМ-200, разработанных государственной корпорацией «Росатом». Эти реакторы предназначены для оснащения ледокольного флота, обеспечивающего круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, говорится в материале (перевод издания АБН24).
По сравнению с предыдущими моделями, реакторы этого типа почти в полтора раза компактнее, при этом они обеспечивают большую энергетическую эффективность. Конструкция реактора предусматривает повышенную безопасность, длительный срок службы и возможность автономной работы в условиях низких температур, что особенно важно для Арктики.
Развитие атомного ледокольного флота тесно связано с реализацией долгосрочной стратегии России по развитию Северного морского пути. Этот маршрут, пролегающий вдоль арктического побережья России, значительно сокращает расстояние между Европой и Азией — до 40 процентов по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.
В условиях увеличения международной торговли и перегрузки традиционных логистических путей СМП становится всё более актуальной транспортной артерией.
В 2024 году объёмы перевозок по Севморпути достигли рекордных 37,9 миллиона тонн. Российское правительство планирует увеличить этот показатель до 80 миллионов тонн к 2030 году, что потребует дальнейшего расширения ледокольного флота, строительства портовой и навигационной инфраструктуры, а также обеспечения надёжной энергетической базы, в том числе за счёт применения малых модульных ядерных реакторов.
Таким образом, Арктика становится ареной технологической гонки, где Россия стремится закрепить лидерство с опорой на передовые разработки в области атомной энергетики. РИТМ-200 — один из важнейших элементов этой стратегии, демонстрирующий возможности страны в условиях геополитических вызовов.
