[Протекционизм] Трамп: США уже взимают с продукции КНР пошлины в 104%. Президент США добавил, что многие страны обдирали Америку, но теперь пришло время ответить тем же образом

отметили
17
человек
[Протекционизм] Трамп: США уже взимают с продукции КНР пошлины в 104%. Президент США добавил, что многие страны обдирали Америку, но теперь пришло время ответить тем же образом

Администрация Соединенных Штатов уже взимает таможенные пошлины с китайской продукции в размере 104%. Об этом заявил американский президент Дональд Трамп, выступая во вторник в столице на мероприятии по сбору средств для Национального комитета Республиканской партии.

«Они (страны — прим. ТАСС) не хотят направленных против них тарифов. Все очень просто: мы заключаем сделки, а люди платят по тарифам. Страны прямо сейчас платят по [американским] тарифам — Китай платит 104%. Подумайте, 104% — это звучит смешно, но они взимают с нас сборы за многие товары: 100%, 125%. Многие страны обдирали нас направо и налево, но теперь наша очередь обдирать их», — подчеркнул лидер США.

2 апреля, 12:38

Как США вели торговые войны

Вашингтон 2 апреля вводит таможенные пошлины на иностранную продукцию, а также 25-процентный тариф на все автомобили и автозапчасти, произведенные за пределами США

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 апреля 2025 года США вводят таможенные пошлины на иностранную продукцию в ответ на тарифы и другие торговые барьеры со стороны многих стран, включая давних американских партнеров и союзников, а также 25-процентный тариф на все автомобили и автозапчасти, произведенные за пределами США.

ТАСС подготовил материал о том, как США на протяжении своей истории вели торговые войны против других стран.

Торговая война — это соперничество государств, при котором одна сторона стремится навязать другой свои условия торговли (для защиты собственных производителей). Методы, используемые в торговой войне, могут включать в себя тарифы, квоты или прямые запреты на импорт; субсидии и кредиты для экспорта в другую страну или в третьи страны, где оппонент является конкурентом.

Протекционизм в США

Первой крупной инициативой по сбору пошлин, после вступления в силу конституции Соединенных Штатов Америки в 1789 году, стал принятый в том же году Закон о тарифах, согласно которому все заходящие в американские порты иностранные суда платили пошлину в размере 5% от стоимости привозимого товара. Тогда же была учреждена Таможенная служба США, в 1790 году появилась Служба досмотровых таможенных судов (предшественник Береговой охраны США). В первые десятилетия существования США до 90% доходов федерального правительства составляли таможенные сборы. Первый министр экономики США Александр Гамильтон был одним из главных сторонников протекционистской политики, утверждая, что спасти США может только введение монополии федерального центра на сбор пошлин и что только высокие тарифы помогут стране построить индустриальную экономику.

В период с 1792 года до войны с Британией в 1812 году средний уровень тарифов на импорт составлял 12,5%. В 1812 года пошлины были удвоены до 25%, чтобы справиться с ростом государственных расходов из-за войны. Впоследствии круги, лоббирующие производство железа, хлопка и шерсти, настаивали на дальнейшем повышении ставок. Так, в 1816 году пошлины выросли в среднем до 35%, а в 1820 году — до 40%. В середине XIX века тарифы на импорт были снижены, но во время Гражданской войны 1861-1865 годах выросли в среднем до 44%. До 1913 года они продолжали оставаться на уровне 40%. Приток средств обеспечил развитие промышленности, и в 1871-1913 годах среднегодовой рост ВНП составил 4,5%, вдвое превысив темпы роста ВНП Великобритании.

В 1913 году произошло значительное снижение среднего тарифа до 25%. После Первой мировой войны пошлины снова были резко повышены в 1921 и 1922 годах, а затем вернулись на довоенный уровень. В конце 1920-х годов крупнейшие торговые партнеры США ввели ответные меры. Попытка обуздать Великую депрессию очередным повышением пошлин в 1930 году лишь усугубила ситуацию и обрушила американский экспорт и импорт на 70%. После пересмотра торговой политики США стали подписывать со странами двусторонние соглашения о взаимном снижении тарифов. В 1934-1945 годы было заключено более 30 подобных документов.

Отказ от политики протекционизма во второй половине ХХ века

После Второй мировой войны в стране наблюдался промышленный рост, здесь производилось около трети всех промышленных товаров мира, из-за разорения Европы США имели практически неограниченный доступ к источникам сырья и рынкам сбыта для своих товаров. Вашингтон перешел к более свободной торговой политике, США стали членом Генерального соглашения по тарифам и торговле (1947; в 1995 году преобразовано во Всемирную торговую организацию, ВТО).

К середине 1960-х годах международная конкуренция обострилась, превосходство США в мировой торговле закончилось. В 1970-е годы разразился экономический кризис. В результате массовых сокращений производства и перевода предприятий в страны с более дешевой рабочей силой тяжелая промышленность США пришла в упадок, особый удар испытала сталелитейная отрасль. Но правительство отказывалось вводить тарифы, ограничиваясь договоренностями с основными партнерами (Япония и Западная Европа) о квотах на импорт.

«Стальная война» (2001-2003)

Пришедший в 2001 году к власти Джордж Буш (мл.) резко критиковал предыдущие администрации за отсутствие эффективных мер по защите американских производителей. В марте 2002 года Вашингтон ввел пошлины на ввоз стали в размере 8-30% (исключение было сделано для нескольких стран, в числе которых Канада и Мексика). Тогда Евросоюз, Япония, Китай, Бразилия, Южная Корея и еще ряд стран инициировали спор в ВТО, по итогам которого тарифы были признаны противоречащими правилам организации. В декабре 2003 году они были отменены, но в то же время Вашингтон стал применять антидемпинговые пошлины (они не противоречат нормам ВТО) на ввозимую сталь. Тогда под них подпали 15% 11-миллиардного стального импорта США, в том числе из России.

Спор из-за субсидирования «Боинг» и «Эрбас» (2004-2021)

В конце 1980-х годах на фоне конкуренции американских авиастроительных компаний (крупнейшая из них — «Боинг», Boeing) с европейским консорциумом Airbus между США и европейскими странами усилились разногласия вокруг оказания государственной поддержки в создании гражданских самолетов. В 1992 году стороны согласились, что государственная помощь при разработке новых программ лайнеров не должна превышать 33% общей стоимости проекта. Однако достигнутые договоренности не остановили взаимные претензии сторон. В октябре 2004 года США инициировали процедуру разрешения конфликта в рамках ВТО, обвинив ЕС в оказании так называемой стартовой помощи в виде кредитов от правительств европейских стран на разработку самолетов Airbus. ЕС подал встречный иск, обвинив США в незаконной поддержке «Боинг» (освобождение от налогов, помощь в строительстве объектов инфраструктуры, косвенное финансирование через проекты NASA и министерство обороны).

В 2019 году орган разрешения споров ВТО пришел к выводу, что Airbus получал государственные дотации от европейских стран в значительно большем объеме, нежели «Боинг», это дало США право на введение компенсирующих пошлин. Однако в 2020 году аналогичное решение было принято в пользу ЕС. Фактически ВТО признала, что обе стороны нарушали международные нормы торговли в рамках этой организации, создавали преференции для своих авиапроизводителей.

В рамках разбирательства этого дела в 2019-2020 годах Вашингтон ввел пошлины от 10% до 25% (в зависимости от номенклатуры) в отношении товаров из стран ЕС на общую сумму примерно $7,5 млрд, затронуты пошлинами оказались преимущественно товары из Франции, Германии, Испании и Великобритании. ЕС в 2020 году ответил введением тарифов на сельскохозяйственные и промышленные товары из США на общую сумму €3,4 млрд (около $4 млрд) в год. В июне 2021 году США и Евросоюз приняли решение приостановить на пять лет действие таможенных пошлин, введенных из-за этого спора, одного их самых затяжных и масштабных в истории ВТО.

Торговая война (2018-2022)

В марте 2018 года администрация Дональда Трампа ввела пошлины на ввоз стали и алюминия — 25% и 10% соответственно, которые затронули целый ряд стран, в числе которых Китай и Россия. В июне они были распространены на страны Евросоюза, Канаду, Мексику, Австралию, Аргентину, Бразилию. В августе Вашингтон вдвое повысил размер пошлины на сталь и алюминий из Турции — до 50% и 20% соответственно.

В качестве ответной меры ЕС ввел торговые тарифы в 25% на импорт американских товаров на сумму €2,8 млрд (стальная и алюминиевая продукция, аграрные продукты и ряд других товаров). Правительство Турции увеличило размер пошлин на более 20 видов продукции, импортируемых из США. Канада подняла до 25% пошлину на американскую продукцию из металла и до 10% на другие товары на общую сумму $12,6 млрд.

В мае 2019 года Вашингтон отменил пошлины в отношении Канады и Мексики и снизил тариф на турецкую сталь до 25% (турецкие власти в ответ приняли решение сократить вдвое ввозные пошлины на 22 вида импортируемых из США товаров), в конце того же года из-под действия пошлин была выведена Бразилия. Однако уже в феврале 2020 года Вашингтон ввел дополнительные пошлины на производную продукцию из стали и алюминия (гвозди, скобы, электрические провода, детали и пр.) в 25% и 10% соответственно, при этом сделав исключение для некоторых стран, в том числе для Аргентины, Бразилии, Мексики.

В октябре 2021 года при президенте Джо Байдене США достигли соглашения по пошлинам с ЕС и Великобританией. Стороны приостановили действия таможенных тарифов и взаимные разбирательства в ВТО. В июне 2022 года США сняли тарифы на британскую сталь и алюминий, Лондон отменил пошлину на спиртные напитки, сельскохозяйственную продукцию и потребительские товары из США.

Торговая война с Китаем (2018-2024)

Обострение американо-китайских торговых противоречий пришлось на 2018-2019 годы, когда президент США Дональд Трамп обвинил Китай в использовании субсидий для снижения экспортных цен на свои товары и препятствовании импорту из США, а также в нарушении прав американских компаний в сфере интеллектуальной собственности. Он пообещал ужесточить торговую политику в отношении этой страны, являвшейся на тот момент главным экономическим партнером США, с целью выравнивая баланса в торговле с ней (в 2017 году двусторонний товарооборот составлял $635 млрд, дисбаланс США — $375 млрд).

В марте 2018 года Дональд Трамп подписал указ о введении пошлин на ряд китайских товаров, затем были применены дополнительные тарифы (от 10% до 25% в зависимости от номенклатуры), и уже к лету 2019 года они были распространены на товары стоимостью порядка $250 млрд. Власти Китая установили таможенные сборы на американские товары (5% и 10%) стоимостью $110 млрд, в 2019 году увеличили пошлины на ряд товаров до 25%, в т. ч. на сжиженный природный газ.

Осенью 2019 года стороны пошли на некоторые уступки в отношении друг друга. В январе 2020 года Вашингтон и Пекин заключили торговое соглашение (первая фаза сделки; предполагавшаяся вторая не заключена). Китай обязался повысить объем закупок товаров и услуг у США (дополнительно приобрести в течение двух лет товаров на общую сумму $200 млрд) и снизить пошлины, США же отказались от дальнейшего повышения тарифов на китайские товары. При этом все действующие тарифы и пошлины остались в силе. В результате в 2020 года дефицит США сократился до $332,5 млрд. В это же время США стали использовать систему разного вида ограничений для китайских IT-компаний (ZTE, Huawei, Sugon и др.).

Президент Джо Байден продолжил санкционную политику Трампа. США обвиняли Китай в том, что Пекином было закуплено лишь 60% от обещанного объема товаров и услуг, а власти КНР в свою очередь обвиняли Штаты в подрыве международного торгового порядка. При Байдене санкционная политика США была сфокусирована на ограничении экспорта в Китай высоких технологий. В сентябре 2024 года были введены повышенные тарифы на импорт из Китая электромобилей, солнечных и иных батарей, а также на сталь и алюминий. Китай в ответ ограничил экспорт галлия и германия и ввел санкции против ряда военно-промышленных компаний США.

Тарифная политика второго срока Дональда Трампа

1 февраля 2025 года президент США Дональд Трамп объявил о введении пошлин на товары из Канады, Китая и Мексики, обвинив эти страны в организации нелегальной миграции и поставках наркотиков. Пошлины для Китая составили 10%, для Канады и Мексики — 25%, на энергоносители из Канады — 10%. Меры должны были вступить в силу 4 февраля, но в отношении Канады и Мексики были приостановлены на 30 дней, так как эти страны согласились усилить охрану границ и активизировать борьбу с организованной преступностью. Китай в ответ на введение пошлин установил тариф в 10% на импорт нефти и сельскохозяйственной техники и 15% на уголь и сжиженный природный газ из США, а также подал иск в ВТО.

4 марта администрация США ввела таможенные пошлины в размере 25% практически на весь импорт из Канады (в отношение энергоносителей — 10%) и Мексики, а также подняла тарифы на товары из Китая с 10% до 20%. Однако 6 марта Трамп отсрочил до 2 апреля пошлины на товары из Канады и Мексики, которые подпадают под трехстороннее торговое соглашение. Канада 4 марта подала иск в ВТО и анонсировала ответные тарифы в два этапа — тариф 25% на американские товары на $20,6 млрд, а затем — на товары на $86,28 млрд. Китай объявил, что с 10 марта вводит дополнительные таможенные пошлины в размере 10-15% на сельскохозяйственную продукцию из США.

10 февраля 2025 года Дональд Трамп распорядился ввести пошлины на импорт в США стали и алюминия в размере 25%. Решение касается поставок из Аргентины, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Евросоюза, Мексики, Южной Кореи и Японии. Тарифы вступили в силу 12 марта. В тот же день Трамп повысил пошлины на поставки стали и алюминия из Канады в США до 50%, но потом отложил свое решение. 13 марта Канада подала еще одну жалобу в ВТО и ввела в действие первый этап ответных тарифов.

13 февраля 2025 года Трамп подписал указ о введении со 2 апреля ответных таможенных пошлин против торговых партнеров, которые установили тарифы на американскую продукцию.

26 марта 2025 года Трамп объявил о применении со 2 апреля 25-процентных пошлин на все автомобили, произведенные за пределами страны. Ранее действовавшие пошлины в размере 2,5% также должны сохраниться, из-за чего новая тарифная ставка будет составлять 27,5%.

Добавил suare suare 9 Апреля
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать