По которому никакого мирового кризиса не будет, как не произойдет и падения американской экономики. Нынешняя модель глобализации действительно умрет — ну так она и так уже жила на искусственном дыхании, и Трамп лишь отключил аппарат. Он действительно сумеет прогнуть большинство стран на уступки ради сохранения доступа к американскому рынку, но и торговая война с Китаем будет набирать силу. Хотя Вашингтон и Пекин практически наверняка договорятся о снижении тарифов (с нынешнего фактически запретительного уровня), общая тенденция не изменится: процесс развода двух экономик станет набирать силу, товарооборот и инвестиции будут падать. Мир движется к созданию двух полюсов силы — экономической, торговой, финансовой, военной. США и Китай не поделят весь мир на двоих, потому что параллельно будет набирать силу процесс формирования многополярности (с упором на региональные объединения и державы-цивилизации), а сами США будут переходить от претензий на глобальное доминирование к статусу самой сильной державы мира.
Это уже не претензии на мировое господство (являющиеся сутью англосаксонской модели глобализации), но и не автаркия (пусть и в пределах всего Западного полушария) американского изоляционизма. Штаты не смогут вернуть себе статус главной промышленной фабрики мира, но по большому счету он мог бы пригодиться им только в случае полномасштабной и затяжной войны. С кем? С Китаем (или даже сразу с Китаем и Россией), но проблема в том, что такая война не может быть затяжной, так как рискует быстро перерасти в ядерную. Поэтому развод США и Китая будет проходить мирно. Хотя провокации вокруг Тайваня (с американской стороны) все еще возможны, скорее всего, Трамп (а точнее — его преемник) согласится с передачей острова Пекину по супергонконгской схеме: особый статус на полвека, но без ввода китайских войск.
Поэтому стратегически относительный успех революции Трампа выгоден всему миру, потому что, несмотря на кратковременные (или даже не очень) издержки для финансовых рынков, мировой торговли и экономики многих стран мира, она отражает реальную и очень правильную тенденцию: Америка отказывается от глобализации, обособляется и хочет «пожить для себя» (да, в том числе и за чужой счет, но за счет доллара это в еще большей степени есть и сейчас, вот только тратится он не на себя, а на контроль над миром).
Этот процесс будет долгим, но он куда более правильный, чем попытки обреченного гегемона удержать свое положение военной силой. А альтернативой трамповской революции является именно такой, кровавый сценарий.Этот процесс будет долгим, но он куда более правильный, чем попытки обреченного гегемона удержать свое положение военной силой. А альтернативой трамповской революции является именно такой, кровавый сценарий.
Петр Акопов