От «быстрых» понтонов до автономной «Тучи»
Специальная военная операция стала вызовом и экспериментальной площадкой не только для гигантов ВПК, но и для народных умельцев.
В ходе СВО растёт спрос на различные изобретения самих военнослужащих, повышающие боеспособность воинских коллективов, эффективность действий на линии боевого соприкосновения. О том, как устроена подобная работа, как новинки проявляют себя на поле боя и не только, корреспондент «Красной звезды» поговорил с офицером отдела подготовки (младших специалистов и резервов) управления боевой подготовки ЦВО майором Дмитрием ЕРЁМИНЫМ.
Первый патент –вчерашнему курсанту
– Дмитрий Иванович, в соединениях и воинских частях ЦВО попрежнему служат немало войсковых Кулибиных?
– В нашем военном округе рационализаторская и изобретательская работа не только не ослабевает, но и имеет тенденцию к росту. Сейчас активно занимаются этой деятельностью порядка 400 офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту. В прошлом году таковых было около 300, а в начале СВО – чуть менее 100 человек. Так что, как видим, специальная военная операция мотивировала людей на проявление технического творчества, и у них появились интересные задумки, которые заслуживают воплощения в жизнь. Современная война – сражение мысли и знаний. Эффективное использование различных ресурсов в сфере обороноспособности страны (сырья, материалов, топливных и людских) невозможно без такого творчества, в результате которого порой рождаются действительно ценные изобретения и рационализаторские предложения.
– Знаю, что в совершенствовании системы рационализаторской и изобретательской работы в масштабе ЦВО активное участие принимаете и вы, более того, уже являетесь обладателем нескольких патентов на изобретение. А как вы пришли к этой деятельности?
– Я начал заниматься этим ещё во время обучения в Пензенском филиале Общевойсковой академии Министерства обороны РФ (ранее – Пензенский артиллерийский инженерный институт) на факультете «Автоматизированные системы управления огнём». Темой моей дипломной работы было создание программы по определению затрат на уничтожение противника. И мне удалось сделать её такой, которая на основании введённых в неё данных сама полностью высчитывает, какое минимальное и максимальное количество боеприпасов потребуется, чтобы уничтожить те или иные силы и средства противника. Разумеется, я сделал программу совместимой с боевыми машинами управления огнём. Окончил я обучение в академии в 2012 году, в этом же году получил свой первый патент, а уже в 2013-м моё детище было принято в войсках и установлено в машинах управления.
Современная война – сражение мысли и знаний. Оно невозможно без технического творчества самих военнослужащих, в результате которого порой рождаются действительно ценные изобретения
Благодарность от всех водолазов
–Потом в процессе службы это приятное событие – получение патента – случалось ещё дважды?
– Да. Вначале, будучи офицером отделения боевой подготовки инженерно-сапёрного соединения, я усовершенствовал водолазные ботинки – важный элемент всего костюма. Вместо шнурков я предложил попробовать специальные застёжки на карабинах, и при необходимости экстренного всплытия время на их срезание составляло уже не пять-семь секунд на один ботинок, а секунду-две.
Перед проведением одного из всеармейских этапов конкурса «Открытая вода» мне удалось реализовать вот такую идею. На новых понтонах по моему предложению решено было опробовать старые замки. Там более удобное в использовании крепление, это позволило сократить время соединения понтонов и, соответственно, наведения всего понтонного моста либо переправы. При сборе только двух звеньев выигрыш по времени составлял более минуты, и даже если мост достаточно протяжённый, его наведение всё равно происходило в несколько раз быстрее. Впоследствии данные наработки очень помогли во время наведения переправ на СВО.
– Как вы уже отметили, с началом СВО заметно возросла творческая активность военнослужащих, появилось много рационализаторских предложений. Причём не только в пунктах постоянной дислокации, но и непосредственно «за ленточкой». На что эти предложения были направлены?
– Их можно условно разделить на несколько основных направлений. Первое – это огневое поражение противника, второе – защита личного состава. Третье направление – совершенствование тылового обеспечения войск. Наконец, четвёртое – техническое, связанное с ремонтом, совершенствованием техники. Конечно же, не остались без внимания вопросы маскировки личного состава, возможности более эффективного применения вооружения и прочее. К примеру, в уральском соединении РХБ защиты была успешно апробирована переносная система 902В «Туча», которая без привлечения техники позволяет ставить аэрозольные дымовые завесы для задымления участков местности в целях маскировки для скрытного совершения манёвра личного состава и техники. Также она применяется на участках местности, где невозможно использовать естественные укрытия. Раньше такая система устанавливалась на технике, но теперь эффективно используется и как переносная. Через полгода «Тучу» усовершенствовали до переносной системы дымопуска специалисты батальона огнемётного и аэрозольного противодействия из части РХБ защиты окружного подчинения. В результате «Туча» стала автономной и более безопасной.
Порадовали и военнослужащие 201-й военной базы, где был разработан и тоже успешно экспериментально апробирован дистанционно управляемый пулемётный модуль для стрельбы из ПКТ, ПКТМ из защищённых для операторов позиций. Данный модуль оснащён камерой высокого разрешения со стабилизацией в двух плоскостях. Он позволяет наблюдать и точно поражать цель на дистанции до 500 метров при помощи установленного тепловизионного прицела. Управление модулем осуществляется с помощью джойстика и ЖК-монитора. При этом оператор может находиться на расстоянии до 50 метров от пулемётной установки.
И вот таких неожиданных находок, новых конструкторских решений у войсковых умельцев в ЦВО немало. Добрых слов заслуживают рационализаторы из нашего окружного учебного центра, разработавшие антидронный станок для пулемёта ПКМ. Он предназначен для удобного и в то же время простого в использовании приспособления для поражения беспилотных летательных аппаратов противника, а также наземных целей из положений стоя и с колена. При этом угол поражения по горизонтали составляет 360 градусов, а по вертикали – от минус 45 до плюс 90 градусов.
Безусловный интерес представляет и комплекс «Боевой робот». Изначально сама его платформа предназначена для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов. А теперь она используется ещё и как модуль для установки различных средств поражения (пулемёта Калашникова, гранатомёта или противотанкового управляемого ракетного комплекса).
По ценности разработок – № 1 в армии
– Кого из разработчиков технических средств вы могли бы особенно отметить? И где в Центральном военном округе, на ваш взгляд, наиболее эффективно организована работа войсковых рационализаторов и изобретателей?
– Судя по предложениям и уже реализованным на практике задумкам, больше всего у нас талантов в отдельном мотострелковом соединении в Кемеровской области, в окружном учебном центре, на 201-й военной базе и в части РХБ защиты окружного подчинения. Если же выделять кого-то персонально, это в первую очередь капитан Антон Махалов, младший лейтенант Сергей Петров, гвардии старший лейтенант Рустем Цыренжапов, старший сержант Алексей Николаев. Мы среди всех военных округов вторые по количеству поданных разработок, а по их значимости – первые. Постараемся и дальше не снижать планку.
От редакции
Когда материал готовился к печати, стало известно, что майор Дмитрий Ерёмин убыл в очередную командировку в зону проведения СВО. Таковых у него ранее было уже три. За самоотверженность и высокий профессионализм офицер удостоен высокой государственной награды – ордена Мужества. Пожелаем Дмитрию успешного выполнения поставленных боевых задач и благополучного возвращения домой!
