Российские химудобрения: общемировой спрос требует новых экспортных терминалов

Растущая заинтересованность всё большего числа стран, в том числе членов ЕС, в поставках российских азотных и других химудобрений не позволяет вводить им прямые или даже косвенные (вторичные) санкции против этой продукции. Как и против экспортных портов РФ, специализирующихся на той же продукции. Потому неудивительно, что ее поставки развиваются с северо-западного и южного маршрутов. В первом варианте – через портовый комплекс Усть-Луги. А во втором варианте, подчеркнем, без участия «трансукраинского» аммиакопровода Тольятти («Тольяттиазот» в Самарской области) – Кривой Рог – порт Южный (Одесса), тем более бездействующего уже не первый год. Тот же товар отправляется с профильного комплекса в азовско-черноморской Тамани.
С середины февраля почти на полную мощность вступил в действие перевалочный комплекс «Порт Фавор» по аммиаку и смежной продукции, расположенный в портовой зоне Усть-Луги. В текущем году этот комплекс будет состыкован с близлежащим химическим комплексом в г. Кингисеппе (северо-запад Ленинградской области) аммиакопроводом примерно в 70 км. Пока продукция из Кингисеппа направляется автоцистернами и частично по железной дороге.
А к концу года через этот перевалочный комплекс планируется отправить первую крупную судовую партию минерально-химических продуктов и их полуфабрикатов – не менее 1,2 млн тонн в целом. Причем прорабатывается вариант доставки в «порт Фавор» аммиака и/или карбамида (сорт готовых азотных удобрений) с «Тольяттиазота» в водно-железнодорожном сообщении с использованием Волго-Балтийской воднотранспортной системы.
«Порт Фавор» официально заработал 13 декабря 2024 года, когда была запущена первая очередь по перевалке на экспорт сжиженного аммиака. Железнодорожный «фронт» в этом ареале заработал в постоянном режиме с середины мая прошлого года. За январь-февраль 2025-го отсюда экспортировано уже более 120 тыс. тонн аммиака.
Характерно в этой связи, что с 25 февраля с. г. порт Усть-Луга находится под евросанкциями. Но парадокс в том, что, с одной стороны, в ограничительных документах порт Усть-Луга, где работают свыше 10 фрахтовых компаний, обозначена, как «точка» на географической карте Ленобласти. С другой стороны, уточняется, что эти санкции обусловлены перевалкой нефти и/или нефтепродуктов, а этими грузами в Усть-Луге занимаются только три компании.
Игорь Липинский, директор химтерминала, поясняет в этой связи: «Минеральные удобрения – это стратегическое сырьё. Потому этого груза нет в антироссийских санкционных списках». Эксперт уточняет, что «например, и Бельгия, и Франция, и Турция, весь европейский рынок нуждаются в минеральных удобрениях. И поэтому нет таких новостей, что где-то не приняли судно с этим грузом из России». Прежде всего, ввиду его качества и гибкой ценовой политики российской стороны. Оснащен этот комплекс российским и китайским оборудованием.
Многие эксперты отмечают долговременность стабильной грузовой базы этого комплекса, ибо на российские аммиак и выпускаемые на его основе азотные удобрения растет не только европейский спрос. Так, по оценке директора Центра ценовых индексов (ЦЦИ, РФ) Романа Соколова, «у нас очень серьёзно вырос экспорт, например, в Бразилию. Эта латиноамериканская страна ворвалась в лидеры импорта, берёт очень много такой продукции. Индия – крупный заказчик данной продукции». Более того: «США, несмотря на санкции против РФ, никогда не закрывались от российских химудобрений». Поясняется в этой связи, что «главный, причем давний поставщик удобрений на американский рынок – это Канада», но в условиях геополитической турбулентности у российских производителей «имеются все шансы нарастить экспорт и в этом направлении».
Страны — основные экспортеры азотных, фосфорных и калийных удобрений (% к общемировому объему) за 2022-23 гг. (по данным Минсельхоза США)
Кстати, «запретительные» пошлины США против канадского экспорта в Штаты, обещанные Д. Трампом, касаются и химудобрений (хотя по предварительной информации, в этой сфере пошлины повысятся не максимально). Это наверняка приведет к частичной нехватке этой продукции в США, где оперативная расконсервация «аммиачно-азотных» мощностей сопряжена с технологическими и экологическими проблемами. В связи с чем прогнозируется неизбежный рост соответствующего импорта и реэкспорта из других стран в США.
Подтверждаются такие оценки и тем, что по действующему определению Комиссии США по международной торговле (середина июля 2022 г.), «карбамидно-аммиачные смеси из России (и южнокарибского Тринидада и Тобаго. – Ред.) не нанесут урона американской индустрии. Потому для антидемпинговых пошлин против этой импортной продукции (то есть высоких пошлин на означенный импорт. – Ред.) не имеется оснований».
Повышению конкурентоспособности российских поставок данной продукции, по данным ЦЦИ, способствует и то, что в 1-м – начале 2-го квартала с. г. стоимость морского фрахта по химудробрениям остаётся низкой, а себестоимость их производства в РФ в большинстве случаев ниже, чем в странах-конкурентах. Эти пропорции наверняка сохранятся в ближайшей перспективе. «Единственным ограничителем пока выступают внутренние логистические мощности, – отмечает ЦЦИ. – Но с развитием портовой северо-западной инфраструктуры в РФ, прежде всего в Ленинградской области, эта проблема решается».
Что же касается таманского проекта, он уже действует: в конце мая 2024 г. гендиректор «Тольяттиазота» Анатолий Шаблинский сообщил, что «23 мая 2024 года была отгружена первая партия аммиака в порт Тамань (по железной дороге. – Ред.). Мощности завода позволяют обеспечить 20% спроса на российском рынке и 11% объема мирового экспорта аммиака».
В то же время предстоит провести в 2025-26 гг. ряд мероприятий, обеспечивающих полноценное использование Таманского комплекса. Так, к декабрю текущего года необходимо определиться с основным источником финансирования железнодорожных перевозок к этому комплексу, ввести в действие инфраструктуру для стыковки с путями общего пользования ОАО «РЖД». А к ноябрю 2027 года в данном районе запланировано введение в постоянную эксплуатацию ж/д путей необщего пользования АО «Тольяттиазот». Эти и смежные мероприятия позволят повысить мощность означенного комплекса до 3,5 млн тонн аммиака в год к 2027-28 гг.
Словом, растущая общемировая востребованность российских азотных удобрений и сырья для их производства, как и в целом российских химудобрений, – стратегический фактор мирохозяйственных взаимосвязей. Поэтому в дальнейшем увеличении экспорта этой продукции заинтересованы не только дружественные РФ страны. Что, в свою очередь, предопределяет дальнейшее развитие в России профильных отраслевых мощностей и экспортных терминалов.
